«Все по плану»
Бдительные львовские фанаты футбола и экономии бюджетных денег заметили, что стоимость возведения стадиона для «Евро-2012» с каждым годом повышается в цене. И это вызывает много вопросов. Откуда берутся цифры, вдвое превышающие первоначальные проектные сметы, и насколько они соответствуют действительности, «КП» решила узнать у лиц, ответственных за строительство стадиона и его инфраструктуру.
Первой взялась прояснить ситуацию с растущей стоимостью львовского стадиона начальник управления по вопросам «Евро-2012» ЛОГА Анна Олексюк:
– Сейчас в целевой государственной программе указывается стоимость строительства стадиона – 1 млрд 650 миллионов. Проектирование стадиона начиналось еще в 2007 году, по существующим тогда ценам на материальные ресурсы, оборудование и уровень зарплаты строителей.
– Уровень инфляции и подорожания материалов у нас, конечно, высокий, но не настолько...
– Чтобы было понятно, откуда берется новая, повышенная стоимость львовской евроарены, нужно уяснить простую вещь. Сам процесс проектирования имеет три стадии. Первая стадия проекта – эскизная, где стоимость объекта намечается весьма и весьма приблизительно. На второй стадии проекта уже вырисовываются первые сметные расчеты, но они тоже пока не окончательные. И третья стадия – изготовление рабочих чертежей, в которых уже указаны все нюансы – инженерные коммуникации, материалы и многое другое. Вот как раз на этой завершающей стадии проекта, на которой и находится сейчас строительство стадиона, уже видно, что он требует большой транспортной развязки на двух уровнях, которая обеспечит выезд со стадиона на международную кольцевую трассу Киев-Чоп. Стоимость этой развязки на сегодняшний день составляет около 120 миллионов гривен.
Чтобы выполнить все требования безопасности, необходимо построить с северной стороны стадиона три подъездные дороги, чтобы футбольные фаны могли разъехаться одни в одну сторону, другие – в другую. Ведь спрогнозировать их отношения, как и эмоции после матчей – довольно сложно. Поэтому их лучше развести по разные стороны.
«Кружево» из уникальной стали
По словам Анны Васильевны, в кругленькую сумму обойдется и энергообеспечение стадиона, а оно будет очень мощным. Предполагается для этих целей построить специальную отдельную подстанцию и линию электропередач. Причем выполнить эти работы нужно так, чтобы в дальнейшем они служили развитию этого района, где планируют строить Ледовый дворец и другие олимпийские объекты.
Нужны также и соответствующие инженерные коммуникации: канализация и водоотвод, насосная станция, котельная, одним словом, все те объекты, которые обеспечат не только комфорт на стадионе, но и его безопасность.
Особенно пристального внимания требует уникальная крыша стадиона, изготовлением которой занимаются в Германии. Ведь купол стадиона, по словам специалиста, будет нависать на целых 50 метров над зрителями, поэтому должен быть надежным и крепким, хоть его и называют «кружевом». Делают его из уникальной стали. Все это, безусловно, требует денег и новых затрат.
«КП» попыталась узнать сумму, в которую обойдется строительство стадиона, у директора по строительству львовской евроарены Анатолия Воловенко, но чиновник отказался делать какие-либо прогнозы, заявив, что все цифры – коммерческая тайна и нужно подождать, пока смета пройдет государственную экспертизу и технический совет. Но то, что стоимость строительства стадиона однозначно подорожает, у него сомнений нет.
А как у них
Сравнительная стоимость украинских евростадионов
Харьков
«Металлист» (реконструкция)
зрители: 38 633 чел.
бюджет: 562,9 млн грн. или $ 70 млн
Донецк
«Донбасс Арена»
зрители: 51 504 чел.
бюджет: $ 400 млн (со всей инфраструктурой)
Львов
Стадион пока без имени
зрители: 33 400 чел.
бюджет: $ 287,5 млн
Киев
НСК «Олимпийский»
зрители: 72 000 чел.
бюджет: СМИ называют разные цифры от $ 320 млн до $ 560 млн