Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сын Данилы Галицкого пытал преступников в своем подвале, а городской палач не сумел содрать кожу с живого осужденного

Сын Данилы Галицкого пытал преступников в своем подвале, а городской палач не сумел содрать кожу с живого осужденного
Фото: Буквально две недели тому назад сотрудники Львовского музея истории религии ошарашили своих посетителей

Застенки князя Льва

Буквально две недели тому назад сотрудники Львовского музея истории религии ошарашили своих посетителей – прямо под нами находятся застенки одной из древних львовских тюрем! По словам заведующего научно-методическим отделом Львовского музея истории религии Николая Хмилевского, вход в нее находится в западном дворике бывшего Доминиканского монастыря.  А еще раньше именно здесь находились палаты князя Льва.

- В доминиканских текстах XVI-XVII веков постоянно писали, что именно здесь был русский монастырь отцов-василианцев, палаты Льва и церковь Петра и Павла. Но все время подчеркивалось, что все это было из дерева, все время горело и следа поэтому не осталось. Собственно, никто и не искал, - говорит Николай Хмилевский.

Но оказалось, что во времена Льва Даниловича строили не только из дерева, но и из камня. Этот камень, кирпич XIII века, все еще надежно служит, поддерживая стены Музея религии.

- В XIII веке здесь, кроме Льва Даниловича, никто не мог строить. Ведь именно он в 1270-1272 годах переносил столицу из Холма. И сделал Львов столичным городом, - говорит историк.  

Палаты князя Льва были одноэтажными. Это уже в 1669 году отцы-доминиканцы достроили второй и третий этаж. Но вернемся к русским корням Львова.

- В нашем понимании русские князья были очень добрыми, имели много денег и любвеобилия, все дарили, их все слушались, потому что любили. Но на самом деле было не так, - напоминает Николай Хмилевский

Конечно, для историков не в диковинку то, что в подвалах дворцов были тюрьмы и казематы. Но, очистив от мусора подвалы нынешнего музея, они нашли странную колонну, назначение которой угадали не сразу – она ничего не поддерживает и внутри  у нее пустота. Оказывается, это – знаменитый столб позора! В XIII веке такие столбы стояли в подвалах княжьих палат. К этим столбам привязывали людей и истязали. Здесь же находились и другие инструменты для наказания преступников.

В этих застенках также замуровывали преступников. Кого и за что – пока не выяснили. Но что такое было, - это точно. По утверждению историка, за стенами подвала находятся некие пустоты. Все их вскрывать не будут, чтобы не тревожить прах покойников.

В восточном монашестве, кроме монахов, которые жили в монастыре, были и монахи-затворники. Они полностью отгораживались от земной жизни и разрешали добровольно себя замуровывать. Именно в подвале этого монастыря сидели и молились  вышеупомянутые затворники. О том, что это именно монашеские кельи, говорит план монастыря, так как на наземном этаже они повторяются.     

 

Столб позора

Обычный публичный столб позора во Львове тоже был. Стоял он, как и положено позорному столбу, на площади Рынок. Сначала он был деревянный, позже – каменный. Это была четырехгранная колонна, высотой  2 метра 64 сантиметра, увенчанная скульптурной группой — богиня правосудия Фемида и палач, спиной к спине. К нижней части столба были прикреплены железные оковы.

К нему привязывали преступников, которые не были особо опасными, но доставляли массу неприятностей – мелких воришек, хулиганов, даже сплетниц.

Также считалось нормальным привязать к позорному столбу ремесленников, которые плохо исполняли свою работу, «гнали брак». Отдела технического контроля в те времена не было. А вот так называемое управление по правам потребителей работало хорошо. Известен случай, когда у столба позора целые сутки простоял пекарь, который выпекал очень плохой хлеб. Горожане имели право обзывать его различными обидными словами и даже бить.

Кстати, этот столб существует до сих пор, находится в Итальянском дворике. И время от времени горожане предлагают вернуть его на законное историческое место – под окна мэру. Чтобы помнил…

А вот женщин, которые любили поскандалить, сажали на десятиметровую цепь около Ратуши. Они имели право прогуливаться  в пределах длины цепи на протяжении целого дня.

Зачем городу палач

Такого слова, как «палач», горожане средневекового Львова не употребляли. Официально этот человек назывался «малодобрым». В его обязанности входило истязать преступников, лечить горожан и следить за уборкой улиц.

 

Такого слова, как «палач», горожане средневекового Львова не употребляли

Он должен был уметь грамотно наказать розгами провинившегося, отрубить ему некую, на какую укажет закон или суд, часть тела. Например, за мелкие кражи могли отрезать ухо или нос, за лжесвидетельство или изготовление фальшивых монет  - руку. Причем сделать это нужно было так, чтобы подсудимый смог выжить и быть живым напоминанием для остальных. Поэтому за истязание магистрат платил больше, чем за обычные повешения или усекновения голов.  Так, обычная казнь стоила в XVII веке от 8 до 18 грошей, тогда как пытка – от 15-ти до 24-х.

Львовский архив хранит доказательство того, что быть палачом – очень непросто. В 1774 году к смерти были приговорены шляхтич Петр Маковский и его дочь Гонората. Как утверждали доносчики, отец сожительствовал с дочерью, и от этой связи она родила ребенка. Маковский уговорил убить новорожденного, а сам убил ее мужа. Гонората была осуждена на смерть в муках – ей сначала должны были отрубить руки, а потом и голову. А вот ее отец должен был претерпеть перед смертью более ужасные муки – суд велел палачу содрать с него живьем кожу и переломать все-все кости от головы до ног. Посмотреть на эти пытки собрался весь город. Но даже любители таких «ужастиков» вскоре не выдержали. Палач не смог провести процедуру максимально быстро и квалифицированно. Горожане просто разбежались от ужаса и пожаловались на палача в магистрат. Палач объяснил, что раньше ему не приходилось такое проделывать – нет опыта. И тогда магистрат согласился за очень большие деньги пригласить для этой процедуры палача из Праги.   

Для  исполнения смертного приговора строили эшафот. Впрочем, на площади Рынок казнили только шляхтичей. Людей простого происхождения казнили на горе Казни (сейчас улица Клепаровская).

Жил палач около городского Арсенала. Город также платил ему 4 злотых за меч, пять – за кандалы и 15 – за сооружение виселицы.

Львовские тюрьмы

Первые львовские тюрьмы были обычными подвалами или ямами. Бросали туда за различные преступления, иногда – просто по доносу. Бросив человека в тюрьму, власть больше не интересовалась его судьбой. Еду и одежду заключенным должны были обеспечить родственники. Света в таких тюрьмах не было совсем, зато грунтовых вод – предостаточно. Поэтому заключенные просили родственников приносить побольше спиртного.

Вероятно, у львовян было большое чувство юмора, так как каждая тюрьма имела свое название -  «Под казной», «За решеткой», «Доротка», «Под ангелом», «Веселая», «Белая», «Над сокровищем», «Татарня» и так далее.

Фото автора.