Дешевле уже не будет
По словам директора «АТП-1» Ореста Грынькива, перед ним стоял вопрос о том, снимать ли вообще эти автобусы с маршрутов или перевести их в иной режим работы.
- Мы вынуждены были это сделать, так как госбюджет должен только нашему предприятию около двух миллионов гривен за перевозку льготников, - говорит директор «АТП-1».
Эта фраза, если честно, немного сбила с толку. Ведь совсем недавно горсовет и городские депутаты (особенно перед выборами) гордо рапортовали, что во Львове ходит социальный транспорт и в разные уголочки города можно добраться не только в маленькой тесной маршрутке за две гривны, но и в большом удобном автобусе, заплатив вдвое меньше. Но, оказывается, заслуг в этом городской власти было немного.
- В госбюджете на каждый город заложена определенная сумма компенсации за перевозку льготных пассажиров. Просто по разным причинам нам деньги не выделяют, - говорит Орест Грынькив.
Но, по его словам, поскольку получить деньги из госбюджета не удалось, горсовет, которому принадлежит коммунальное предприятие, трижды обращался в Министерство экономики и Министерство финансов, чтобы им разрешили повысить тариф до одной гривны 50 копеек.
- Но нам отказали. Так что единственное, что мы могли сделать, чтобы не допустить развала предприятия, так это поставить тариф, как у всех – две гривны, - говорит директор «АТП-1».
По его словам, все социальные маршруты – дотационные. Если не дотировать –работать не будут. В то же время, нам не раз приходилось слышать от городских чиновников, что именно эти маршруты - №№1,3 и 5 – пример для подражания в работе для всех маршруточников. Здесь и автобусы большие и удобные, и билеты выдаются, и цена (была) приемлемой. Выходит, правдой оказалось далеко не все. Хотя, честно говоря, большинство львовян отдавали предпочтение поездке именно в вышеупомянутых автобусах. А это означает, что они перевозили большую часть пассажиров.
- Но мы также перевозили почти всех льготников. Ведь льготники имеют право ездить бесплатно только в трамваях, троллейбусах и социальных автобусах. Все остальные перевозчики имеют право сами решать, везти льготника или отказать, - говорит Орест Гринькив.
Почувствуй локоть соседа за три гривны
В то же время, львовские перевозчики снова подняли вопрос о повышении тарифов на проезд в маршрутках.
- Уж если дотационные маршруты не справляются, то чего уж говорить о тех, кто не получает дотаций из бюджета, - говорит глава профсоюза «Пассажирские перевозчики» Андрей Корчинский.
По его словам, зимой перевозчики подавали в горсовет свои расчеты по новому тарифу, и он составлял две гривны 57 копеек. Но горсовет согласился повысить только до двух гривен. Напомним, что новый тариф во Львове действует с 1 февраля.
- Сейчас подали расчеты на три гривны. Возможно, горсовет согласится на тариф в две с половиной гривны. На целую гривну нам не разрешат повысить, - считает Андрей Корчинский.
В том, что тариф повысят, он уверен. Может, горсовет просто прислушается к их аргументам. А может, перевозчики снова прибегнут к давлению. Но, по его словам, повышение тарифа на 50 копеек за одну поездку ничего не изменит – это даст возможность выживать предприятиям, но комфорт пассажирам никто не обещает.
А был ли пассажир?
Честно говоря, пассажиру все равно, выплатил ли Кабмин из бюджета дотации, сколько перевозчик платит за бензин и какие у него кредиты. Пассажир хочет ехать быстро, с комфортом и за небольшие деньги.
- Каждый раз, когда начинают разговор о повышении тарифов на поездку в маршрутках, перевозчики обещают нам необыкновенные удобства – только сидячие места, интервал движения не больше пяти минут, вежливые водители и многое другое. Все эти обещания держатся ровно неделю. Потом все о них забывают. И все остается, как было. Вот только проезд становится все дороже и дороже, - считает пассажир Иван Рогодько.
Тем не менее, на следующей неделе ожидается заседание депутатской комиссии, где должны рассмотреть новую схему движения маршруток во Львове и новые тарифы.