Загрузить еще

ЖЭК-потрошитель: великий и ужасный

ЖЭК-потрошитель: великий и ужасный
Фото: Навести порядок во дворе можно только общими усилиями всех жильцов. Фото: УНИАН.

В цикле статей "Клуб потребителей" мы вместе с юристами, специалистами по защите прав потребителей и профильными экспертами рассказываем, как добиться справедливости в различных сферах нашей жизни. Сегодня поговорим о ЖЭКах - конторах, претензии к которым накопились практически у каждого.

За годы своего существования наши жилконторы заработали (и, надо сказать, вполне справедливо!) недобрую славу вымогателей и бездельников. ЖЭК - это, пожалуй, единственная организация, перед которой все равны в своем бесправии: и те, кто платит все и всегда вовремя, и злостные неплательщики. 
 
Вероятность обмана - 100%
 
Руководство ЖЭКом может оказаться весьма прибыльным делом. На неоказанных услугах и несделанных ремонтах начальники жилконтор "зарабатывают" немалые деньги. На протяжении 2011-2012 годов только столичная прокуратура возбудила 21 уголовное дело по ЖЭКам, в результате чего киевлянам путем перерасчетов было возмещено 7,3 млн грн.
ЖЭК или ОСМД обязаны отремонтировать сломавшийся лифт в течение дня. Фото: Максим Люков. 
 
Как рассказала "Комсомолке" начальник отдела защиты конституционных прав и свобод граждан прокуратуры г. Киева Оксана Стретович, наиболее характерными нарушениями в сфере ЖКХ являются следующие: 
 
1. Руководителями ЖЭКов самовольно устанавливаются и утверждаются тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.
2. После окончания отопительного периода не проводятся перерасчеты по отоплению с учетом отклонения реальных температур от принятых при расчетах нормативов. 
3. Полученные средства от жителей в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги присваиваются путем перечисления денег предприятиям за якобы выполненные работы, которые в действительности не выполнялись.
 
По каким же признакам обычный украинец может понять, что родная жилконтора его обманывает?
 
- Никакие особые признаки не нужны! - уверена юрист Татьяна Монтян. - Без всяких признаков могу вам сказать, что вероятность этого составляет 100 процентов.
 
Юрист говорит, что в одиночку бороться с этим трудно - разве что просто отказаться платить. А вот все вместе жильцы могут объединиться и создать ОСМД - объединение совладельцев многоквартирных домов (подробнее см. Полезно знать).
 
Давайте жить дружно!
 
- Наш ЖСК (жилищно-строительный кооператив. - Авт.) реорганизовался в ОСМД еще в 1998 году, - рассказала "Комсомолке" управляющая делами столичного ОСМД "Кристалл-5" Нана Санина. - И теперь мы сами себе хозяева: содержим свой дом, распоряжаемся своей собственностью, и никто не имеет права вмешиваться в нашу деятельность. Мы сделали капремонт в доме, поменяли трубы, благоустроили придомовую территорию. За "коммуналку" платим гораздо меньше, чем жители соседних домов, но при этом перед коммунальными службами у нас нет ни копейки долга. 
 
Кстати, практически собственными силами Нана Борисовна добилась того, чтобы в их дворе закрыли рюмочную, которая продавала водку на разлив. 
 
- Никто вам просто так ничего хорошего не сделает - надо постоянно ходить и требовать с районных и городских властей, - делится опытом Санина. - Вся наша жизнь - борьба!
 
К сожалению, порой приходится бороться не только с чиновниками, но и с жильцами собственного дома. Некоторые жильцы, мотивируя тем, что они не являются членами ОСМД, начинают "изобретать свои тарифы", а то и вовсе отказываются платить. И, несмотря на существование постановления Кабмина №630 от 21 июля 2005 года, согласно которому оплачивать коммунальные тарифы должны все, кто ими пользуется, "полюбовно" решить возникшую проблему получается далеко не всегда, и приходится идти в суд.
 
И тут как нельзя более кстати вспоминается призыв мультяшного кота: "Ребята, давайте жить дружно!" Тем более что это - в наших же интересах! Европейцы, например, уже давно поняли, что гораздо эффективнее бороться за свои права не поодиночке, а дружным соседским сообществом, и даже специальный праздник придумали в конце мая отмечать - День соседей.
 
Отечественные юристы пользу от добрососедства также подтверждают. Подмечено: жители "дружных" домов чаще добиваются успехов в борьбе с теми же управляющими компаниями.
 
Первые выпуски нашего "Клуба потребителей" мы посвятили туристическим услугам, химчисткам, сервисным центрам по ремонту бытовой техники и электроники, супермаркетам, страховым компаниям и коллекторам. 
 
Полезно знать
 
Согласно Закону Украины "Об ОСМД", объединение может быть создано в доме любой формы собственности. Для этого придется созвать учредительное собрание, о котором собственникам квартир и нежилых помещений следует сообщить не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания.
 
Учредительное собрание ведет председатель, избранный большинством голосов присутствующих собственников или их уполномоченных лиц. 
 
Каждый собственник имеет один голос, вне зависимости от площади и количества квартир, находящихся в его собственности. Все решения принимаются путем поименного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих с правом голоса. При этом само собрание является правомочным, если на нем присутствовало более половины собственников. 
Новая газовая плита положена раз в 20 лет. Фото: Наталья Чайка.
 
КСТАТИ
 
Контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с Законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О защите прав потребителей", Кодексом законов о труде и другими нормативно-правовыми актами. За невыполнение своих рабочих обязанностей работникам ЖЭКа может грозить выговор, дисциплинарное взыскание или даже увольнение - в зависимости от конкретной ситуации. 
 
В ТЕМУ
 
Как поменять ванну и плиту 
 
Далеко не все украинцы знают, что ЖЭКи не только должны проводить бесплатные капитальные ремонты домов каждые 30-40 лет, но еще и периодически бесплатно заменять кухонные мойки, раковины, газовые плиты, ванны.
 
В соответствии с Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, ориентировочная продолжительность эксплуатации некоторых элементов жилых домов  до их капремонта (замены) составляет: 
 
  • газовая плита - 20 лет,
  • ванна эмалированная чугунная - 40 лет,
  • кухонная мойка и раковина чугунная эмалированная - 30 лет,
  • кухонная мойка и раковина из нержавеющей стали - 20 лет,
  • унитаз и смывной бачок - 20 лет,
  • пол - от 8 до 80 лет (в зависимости от материала - линолеум, паркет, плитка и т.д.).
 
Услуги по замене некоторых элементов жилого дома нам обязан предоставлять ЖЭК. Средства берутся из квартплаты плюс возможна дополнительная доплата в зависимости от конкретных условий договора с ЖЭКом. В любом случае никто к вам не придет и ничего сам не предложит - для начала нужно написать заявление в ЖЭК с просьбой заменить какой-либо элемент в связи с окончанием его граничного срока эксплуатации. 
 
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
 
 
Ситуации, которые наверняка знакомы не понаслышке практически каждому читателю "КП", нам прокомментировала юрист Наталия ЛЫСЕНКО 
 
История 1. 
 
 Нет квитанций - нет справки!
 
- Понадобилась справка из ЖЭКа, - рассказывает наша читательница Ольга. - Пришла в приемное время, отсидела очередь, а мне - от ворот поворот! Говорят, нужно принести все квитанции, подтверждающие, что у меня нет задолженности за коммунальные услуги. Задолженности у меня нет, но дело в принципе: почему я должна возвращаться домой, а потом выстаивать очередь еще раз? 
 
Комментарий эксперта:
 
ЖЭК обязан выдавать справки в любом случае, поскольку нигде в законодательстве не прописано, что основанием для отказа в выдаче является задолженность по оплате коммунальных услуг. То есть данное требование незаконно!
 
Если  вам отказались выдавать справку, можно прямо на месте написать заявление на предоставление справки, зарегистрировать его и потребовать письменный отказ. Также можно пойти непосредственно к руководителю ЖЭКа и пожаловаться на действия конкретного сотрудника, отказавшегося выдавать справку. Если не помогло - обращайтесь с жалобой в районное или Главное управление ЖКХ. Еще более действенным будет обращение в органы местного самоуправления - исполком или мэрию. В общем, не ленитесь отстаивать свои права - и справку вам точно выдадут! 
 
История 2.
 
"Не мог выехать со двора почти неделю"
 
- После того как 22-24 марта в Киеве выпал снег, я не мог выехать на работу несколько дней, - рассказывает наш читатель Андрей. - В пятницу вечером заехал во двор, а выехал только в четверг. Да и то только после того, как мы с соседями сами расчистили весь снег. Есть ли какой-то установленный срок, в течение которого ЖЭКи или дворник обязаны убрать снег? 
 
Комментарий эксперта:
 
Уборку снега и льда должны осуществлять ЖЭКи, ОСМД (см. Важно), а также учреждения, организации и физлица-предприниматели, за которыми закреплены определенные территории. Основное правило: до 7 утра снег и лед на улицах и придомовых территориях должны быть убраны, дорожки посыпаны песком или противоскользящими смесями. Чистка снега с помощью снегоуборочных машин и снегоуборочной техники должна происходить немедленно, включая выходные и праздничные дни, если снегопад позволяет работать, либо не позднее 12 часов с момента окончания снегопада.
 
Если у жилого дома не убран снег или скользко, ответственность за возможные травмы прохожих несет организация, которая обслуживает данный дом и прилегающую территорию, - то есть ЖЭК либо ОСМД.
 
Кроме того, на неубранный возле дома снег можно пожаловаться. Для этого нужно составить акт-претензию, который должен подписать представитель ЖЭКа или ОСМД. В случае его отказа от подписания акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух жильцов дома. Данный акт подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней либо решает вопрос, либо выдает обоснованный письменный отказ в удовлетворении претензий. Споры относительно удовлетворения претензий решаются в судебном порядке. При этом возможно досудебное решение спора, если предъявленная претензия будет удовлетворена. 
 
История 3. 
 
На детской площадке алкоголики сидят днем и ночью
 
- Прямо напротив нашего дома открыта рюмочная, и возле нее собирается "теплая компания" уже с 8 утра, - рассказывает жительница Борщаговки Олеся. - Между нашим домом и этой "наливайкой" детская площадка, и алкоголики там сидят днем и ночью. Убрать все это нереально! Дворник только вычистит всю детскую площадку, уже через полдня снова все загажено! Пустые бутылки, пластиковые стаканы, ошметки закуски плюс тут же и в туалет некоторые ходят. Детям вообще гулять негде. Звоним в ЖЭК, а там отвечают: это нас не касается! 
 
Комментарий эксперта:
 
По закону распитие алкоголя, равно как и курение, на детских площадках запрещено. Виновные в нарушении этого запрета привлекаются к административной ответственности. А вот ограничение продажи алкогольных напитков в зависимости от расстояния до детской площадки или жилого дома законом не предусмотрено.
 
Однако в соответствии с Законом Украины "О милиции", милиция обязана поддерживать общественный порядок. Кроме того, контролировать соблюдение Правил розничной торговли алкогольными напитками обязаны должностные лица органов исполнительной власти.
 
Если вы считаете, что ваши права собственника нарушены, обратитесь в суд с исковым заявлением об устранении препятствий в пользовании домом и придомовой территорией. 
 
История 4. 
 
Лифт ломается каждую неделю
 
- В нашем 16-этажном доме лифт ломается чуть ли не каждую неделю, - рассказывает киевлянка Виктория. - Как правило, все идет по накатанной схеме: сначала 2-3 дня жильцы обрывают телефоны диспетчерской, где нам отвечают, что заявку передали, но денег на ремонт и покупку деталей нет. При этом не забывают язвить: мол, за квартиру копейки платят, да еще и чем-то недовольны (какие там копейки - квартплата уже скоро до тысячи дойдет!). Потом через 3 дня лифт все-таки запускают, но еще через пару дней он ломается снова. В результате моя мама уже просто перестала выходить на улицу - боится, что пока она сходит в магазин, лифт снова сломается. А на 15-й этаж она просто не поднимется пешком! 
 
Комментарий эксперта:
 
За лифтом обязан следить балансодержатель дома - ЖЭК или ОСМД. В соответствии с Приказом №150 от 10.08.04 "Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений" ЖКХ обязано проводить:
 
  • работы по замене морально устаревших и физически изношенных лифтов,
  • работы по модернизации лифтов, которые выполняются с целью улучшения эстетического состояния и технических характеристик,
  • работы по замене и доработке узлов, электрических схем, которые не обеспечивают безопасную эксплуатацию лифта,
  • ремонты лифтов, которые длительное время не работали и не обслуживались,
  • комплекс работ предупредительного характера,
  • работы по капитальному ремонту узлов и деталей,
  • автоматизацию и диспетчеризацию лифтов,
  • экспертную оценку технического состояния лифтов и систем диспетчеризации после окончания установленного срока эксплуатации, а также по просьбе владельца,
  • работы по восстановлению работоспособности лифтов и систем диспетчеризации после окончания установленного срока эксплуатации, а также по просьбе владельца.
 
ЖЭК или руководство ОСМД обязаны отремонтировать лифт в течение суток. Никаких "специальных денег" собирать не нужно, ведь, оплачивая коммунальные платежи, вы в том числе оплачиваете ремонт лифта и его обслуживание. Чтобы неполадки устранили, следует написать заявление в коммунальную службу с требованием предпринять все необходимые меры по ремонту и замене лифта. Если на ваше заявление не отреагируют, обращайтесь с жалобой в районное, городское или Главное управление ЖКХ на бездействие работников ЖЭКа.
 
Срок эксплуатации лифта - 15 лет после сдачи дома в эксплуатацию. Если в вашем доме пришло время заменить лифт, пишите соответствующее заявление в ЖЭК, а в случае игнорирования - в органы местного самоуправления или непосредственно мэру города. Хотя практика показывает, что добиться замены лифта очень сложно: как правило, у каждого ЖЭКа есть большой список лифтов, которые нужно заменить, и каждый следующий ставят в "очередь".
 
Бесплатную консультацию юриста вы можете получить по телефону +38(099)522-14-92. 
Новости по теме: Советы