Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Закарпатских машинистов таможенники облучают радиацией

Закарпатских машинистов таможенники облучают радиацией
Фото: Закарпатских машинистов таможенники облучают радиацией

Причина – жалобы местных машинистов на рентгеновский сканер, который здесь установили словаки для проверки товарных поездов. Но пока руководство «Укразалізниці» решило отсрочить переход к таким радикальным мерам на 10 дней.

Специальное оборудование, которое сканирует товарные поезда на наличие в них контрабанды, на границе с Украиной установили еще два года назад, после вступления Словакии и Венгрии в Евросоюз. По словам заместителя начальника Львовской железной дороги Богдана Пиха, с венгерской стороны проблем нет, они разрешили украинским специалистам проверить работу этой системы, и те никаких отклонений не обнаружили. А вот проезжая словацкую станцию Матевцы, украинские машинисты постоянно жаловались на плохое самочувствие, но проверять словаки ничего не разрешили.

Как заметил заведующий радиологическим отделением СЭС на Львовской железной дороге Валерий Литюк, поводом для беспокойства стало то, что 14 февраля на станции Матевцы у одного из украинских машинистов ухудшилось самочувствие и повысилось давление. То же самое случилось и с другим машинистом. Пришлось вызвать «скорую» и полицию. Однако словацкая сторона ничего объяснять не стала.

По словам самих машинистов, словацкий врач написал в их карточке, что они получили облучение. Тогда они с официальным заявлением обратились к руководству Львовской железной дороги, чтобы те как-то отреагировали.

Дело тянулось несколько месяцев. И только 25 июня общая комиссия специалистов с украинской и словацкой железных дорог провела измерения и зафиксировала в кабине машиниста в момент прохождения локомотива через сканирующую систему  превышение дозы радиации в 6 раз. По мнению медиков, эта доза не смертельна, но дополнительное облучение все равно ни к чему хорошему не приводит.

Сейчас машинисты локомотивного депо «Чоп» Василий Гавий и Василий Мисяйло, которые пострадали больше всего, переведены на другую работу – теперь они водят поезда в Карпатах. Работа, конечно, посложнее и ответственности больше, все-таки горы, тоннели и т.д., но здоровье важнее.

Из первых уст

Василий Гавий, машинист локомотивного депо «Чоп»:

- По правилам, сканер должен включаться только после того, как проедет локомотив, а машинист выйдет. Но тогда система начала работать значительно раньше, я это почувствовал, когда осталось подъехать несколько метров. Однако ничего поделать уже не мог, потому что остановился бы как раз на том месте, где выходят лучи сканера. Спустя минут двадцать я почувствовал недомогание – появилась слабость, головокружение, тошнота, повысилось давление. Ехать дальше самостоятельно не мог, постоянно кружилась голова, даже ноги не держали. Пришлось обратиться к словацким таможенникам, те вызвали «скорую». Их  врач в справке так и написал: «из-за облучения резко повысилось давление и необходимо тщательное обследование». Но в нашей ведомственной больнице в Ужгороде соответствующих лекарств не оказалось, оборудования тоже, поэтому и лечили нас символически: раз в день кололи глюкозу и несколько раз дали таблетки активированного угля. А через пять дней вообще выписали и отправили на работу, сказали, что мы уже здоровы и чтобы не симулировали. А я и сейчас после работы чувствую себя очень плохо. Видимо, та доза радиации таки сказалась на здоровье.

Официально

Через Матевцы в сутки проходит по 8-9 поездов

Как сообщили в пресс-центре Львовской железной дороги, украинская сторона уже полгода требует выключить систему сканирования или же привести ее показатели к определенным нормам, чтобы она не облучала машинистов. Если этого не сделают, украинские железнодорожники обещают остановить движение поездов на этом пограничном переходе, а это по 8-9 составов в сутки. Однако пока нет никакого результата этих переговоров.

- Во вторник в Киеве состоялось совещание руководства «Укразалізниці» и Львовской железной дороги с представителями Минтранса и Министерства иностранных дел, - рассказала «КП» руководитель пресс-центра Львовской железной дороги Лилия Криницкая. – Представители этих ведомств попросили вмешаться МИД в решение конфликта, а также подписали соглашение, согласно которому через 10 дней должны приостановить движение товарных поездов через Матевцы.