Сегодня 23 апреля +7°C
Галина ГУПАЛО (13 января 2010)
Сто лет назад трамвайных зайцев заставляли резать сечку для коней

Сто лет назад трамвайных зайцев заставляли резать сечку для коней

Комментарии: 2

А ведь с львовским трамваем связано так много легенд и разных историй, что не узнать их от известного львововеда и писателя Илька Лемка было бы просто неразумно.


 Львовский трамвай - это не просто городской вид транспорта, это целая история, в которой есть и романтические приключения, и какое-то ни с чем не сравнимое ощущение детства, когда ты зажимаешь в ладони билетик, выбираешь себе самое лучшее сиденье у окошка - и путешествие по любимому городу начинается.

 В гору вагон тащили три лошади, а вниз - одна

Львовский трамвай - явление загадочное и неординарное. Ну, скажите, где еще, кроме как во Львове, можно при помощи поднятой руки остановить трамвай, как обыкновенную маршрутку? Да, на улице Промысловой еще до недавних пор висела на участке между мясокомбинатом и улицей     Лыпынского табличка «остановка по требованию».

- История общественного транспорта во Львове начинается с почтовых дилижансов и так называемых «тарадаек» с кучерами, – рассказывает знаток львовских легенд, писатель Илько Лемко. - А в 1835 году в нашем городе был создан первый в Украине настоящий регулярный маршрут общественного транспорта – конный омнибус, который соединял центр города с Винниками, причем конечной остановкой была Чертова скала.


В 1861 году была построена первая в Украине железная дорога сообщением Львов-Перемышль, а с 1879 года во Львове было положено начало первому конному трамваю.

Как рассказал писатель, самое интересное, что по улице Шевченко (бывшая Янивская) вверх вагон с пассажирами тащили три коня, а вниз – только один.

Мини-поезда местные жители восприняли без энтузиазма

Задержанные тогдашние «зайцы-безбилетчики» под присмотром полиции отрабатывали целый день на Пляцу Пруса (теперь это площадь Ивана Франко). На этом месте тогда была «секарня» (механизм для нарезания кукурузных стеблей, свекольной ботвы и другой зелени), и «трамвайные зайцы» нарезали «сечку» - корм для коней.

Конный трамвай просуществовал во Львове до 1912 года, то есть 18 лет параллельно с электрическим. В этот же году последние 70 коней были проданы для сельскохозяйственных работ.

В 1894 году во Львове проходила «Загальна Вистава Крайова» – промышленная ярмарка, где были представлены новейшие достижения техники. К этому событию австрийское правительство приурочило и открытие первого в империи маршрута электрического трамвая. Как старушка Австрия заботилась о своих «восточных тирольцах», говорит и тот факт, что в Вене электрический трамвай был пущен гораздо позже, нежели во Львове.

Кстати, во многих европейских столицах электрические трамваи начали ходить гораздо позже, чем в столице Галичины.

«Едынка», то есть маршрут №1, соединял железнодорожный вокзал с улицей Лычакивской. Сначала «едынка» ходила только к церкви Петра и Павла, позже - к Лычакивскому парку. До 1923 года этот маршрут обозначали буквами LD (Lyczakow-Dworzec, то есть Лычакив-Вокзал).

Следующие два маршрута электрического трамвая тоже возникли еще в XIX веке. Это нововведение, как и все непривычное, львовяне восприняли без энтузиазма, можно даже сказать, враждебно. Больше всего прославилась такая себе пани Скоробецкая. Она, как писали тогдашние солидные львовские газеты, сделала трамваю «предложение, физически невозможное для выполнения, особенно с соответствующими жестами».

Проще говоря, это означало, что упомянутая пани, наклонившись и задрав юбку, предлагала трамваю поцеловать ее в одно место. Таким образом пани Скоробецкая выразила протест конкуренту, который лишил работы ее мужа, кучера тарадайки с улицы Подвальной.

- Прокладка новых трамвайных маршрутов во Львове, - продолжает писатель свой рассказ, - вызвала настоящую экономическую революцию. В частности, когда были проложены трамвайные рельсы до конца нынешней улицы Коновальца, а было это в 1907 году, цены на землю в этом самом престижном жилом районе упали в два раза.

Новое спешит на смену старому

В 1969 году во Львове началась замена старого трамвайного парка на новые чехословацкие – спаренные - вагоны. Ведь до этого вагоны были разделены системой бамперов и пружин. Годом позже ликвидировали некоторые маршруты, в частности, знаменитый 12-й номер, который довозил пассажиров прямехонько на Высокий Замок.

Система продажи трамвайных билетов в те времена менялась почти каждый год. В середине шестидесятых в трамваях стоял автомат, в щель которого нужно было бросать 3 копейки, а с большого рулона можно было отмотать себе билетов, сколько угодно. В те времена в общественное сознание внедряли «Моральный кодекс строителя коммунизма», который, кроме всех других возможных достоинств, воспитывал еще и честность.

Как рассказывал один уважаемый львовский пан, который тогда был еще парнишкой, бывало, схватишься за край рулона и тянешь за собой ленту, трамвай мчится дальше, а на целый квартал позади развевается многодневная «норма продажи билетов».

Приблизительно с 1970 года в трамваях появились так называемые «однорукие бандиты» - автоматы, - продолжает писатель, - которые уже дозировали продажу билетов: бросив в щель три копейки, вы тянули за металлическую ручку. Внутри что-то щелкало - и только тогда в окошечке появлялся один билет. Потом ввели систему компостеров, которая существует и сегодня.

Конечно же, сейчас уже редко увидишь переполненные, как в советские времена, народом львовские трамваи. Ведь, кроме них, есть еще автобусы, маршрутки и троллейбусы. И тем более львовяне никогда уже не увидят пассажиров на крышах трамвайных вагонов, как это было на границе 60-70-х годов, когда болельщики «Карпат», торопясь на футбольный матч, бешеным штурмом брали «четверку».

Но для настоящих львовян трамвай и дальше остается чем-то очень близким, ностальгическим, романтическим и таким, без чего наш чудесный город представить себе просто невозможно.

 В тему

Билет ценой в две порции мороженого

При Польше, то есть в межвоенный период, трамвай был транспортом довольно демократичным: им пользовались и школьники, и студенты, и рабочие, и учителя, и врачи, и адвокаты. Билет на разовый проезд стоил 20 грошей, для школьников и студентов – 10 грошей. Правда, школьники предпочитали гулять пешком, ведь по цене одного трамвайного билета можно было в то время купить себе две порции мороженого по 5 грошей каждая.

Мороженое в тридцатые годы продавали, выдавливая дозированную порцию из специального автомата в бумажный рожок. Оно было очень вкусным и всегда было перемешано с измельченными натуральными фруктами или ягодами.

Кстати, билета, как такового, для проезда на трамвае какое-то время просто не существовало: под присмотром солидного кондуктора пассажиры, которые «просачивались» в вагон через толчею, похожую на ту, которая потом возникала на проходных советских предприятий, бросали деньги в ящики. Сиденья в трамваях были деревянными и располагались, как в нынешних электричках.

До 1935 года вагоны имели небольшие площадки без крыши над головой, на которых можно было, не заходя в вагон, прокатиться задаром.

20 грошей на трамвай – много это или мало? В середине тридцатых буханка ржаного хлеба стоила 12 грошей, а пшеничного – 18. Килограмм говядины стоил 35 грошей, килограмм сливочного масла – 1 злотый. Но в то же время тот же кондуктор, как и сельский учитель начальной школы, зарабатывал 120 злотых в месяц. Высококвалифицированный рабочий или мастер зарабатывал 300 злотых. Снять двухкомнатное приличное жилье с кухней, водой, газом и электричеством стоило всего 15 злотых в месяц, а особняк на нынешней улице Панаса Мирного стоил 6 тысяч злотых, причем можно было выплачивать ежемесячно кредит по 40 злотых. Хорошие это были времена или плохие, кажется, не стоит задумываться.

- Лучшие времена – это те, - говорит Илья Лемко, - в которые мы с вами живем.

В советский послевоенный период трамвай стоил 15 копеек, а после хрущевской денежной реформы – три копейки. Трамваи со временем совершенствовались, становились более скоростными и более бесшумными. Но безопасность движения на холмистых львовских улицах оставалась и остается большой проблемой.

 Кстати

Самая известная катастрофа

Это случилось в зимний день 1971 года. Сверху, по улице Городоцкой, на полном ходу шел трамвай № 6, переполненный народом: водитель трамвая заснула за рулем. Тогда на середине улицы был островок, на котором разместилась остановка и стояло очень много людей. Неуправляемый трамвай сошел с рельсов, протаранил людей на остановке и врезался в забор 52-й школы. Тогда погибли 26 человек. В тот же вечер об этом сообщил «Голос Америки». А советские газеты, радио и телевидение молчали, ведь тогда было запрещено говорить о каких бы то ни было катастрофах и стихийных бедствиях, чтобы не мешать советскому народу строить коммунизм. После этой трагедии сняли все остановки, которые находились на проезжей части, и максимально ограничили скорость вагонов, которые двигаются сверху вниз. К счастью, за последние почти 40 лет во Львове не было серьезных трамвайных аварий.

Фото с сайтов wikipedia.org и oldcity.eleks.lviv.ua.

загрузка...
загрузка...

Политика

Первые результаты голосования на выборах президента Франции на заморских территориях
Первые результаты голосования на выборах президента Франции на заморских территориях 3028

Лидерами пока что считаются лидер левого движения "Непокорившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон и бывший министр экономики страны Эммануэль Макрон.

Австралия ответила на угрозы Северной Кореи
Австралия ответила на угрозы Северной Кореи 9503 2

Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп посоветовала Ким Чен Ыну потратить деньги на жителей КНДР, а не на ядерное оружие.

В Северной Корее задержали профессора из США
В Северной Корее задержали профессора из США 678

Информация о причинах и деталях ареста пока не разглашается.

Происшествия

В Ираке смертники убили трех полицейских
В Ираке смертники убили трех полицейских 29

Преступная группа пыталась проникнуть на территорию вертолетной базы полиции.

Появилось видео с места подрыва машины ОБСЕ
Появилось видео с места подрыва машины ОБСЕ [видео] 341

Взрыв был такой силы, что от мощного бронированного внедорожника мало что осталось - автомобиль буквально вывернуло и разорвало на части. Рядом с машиной лежало тело погибшего гражданина Великобритании Джозефа Стоуна.

Стали известны подробности подрыва машины ОБСЕ в зоне АТО
Стали известны подробности подрыва машины ОБСЕ в зоне АТО 685 3

Советник главы МВД Антон Геращенко назвал имена подорвавшихся на противотанковой мине в Луганской области членов ОБСЕ. Также он сообщил детали происшествия.

Экономика

Денис Костржевский:  На данном этапе аэропорт  Киев  временно приостановил диалог с Ryanair
Денис Костржевский: "На данном этапе аэропорт "Киев" временно приостановил диалог с Ryanair" 645 3

Ирландская авиакомпания желает снижения аэропортовых сборов, но у "Киева" нет возможности.

В Украине возросло производство шоколада
В Украине возросло производство шоколада 888 7

Украинцы стали потреблять больше сладостей.

Суд признал незаконным постановление НБУ о банкротстве банка  Хрещатик
Суд признал незаконным постановление НБУ о банкротстве банка "Хрещатик" 300 1

В Фонде уверены, что НБУ правомерно вывел банк "Хрещатик" с рынка из-за выявленных манипуляции с активами.

Общество

В голове его компьютер - да-да-да!
В голове его компьютер - да-да-да! 36

Новый проект американского миллиардера Илона Маска обсуждаем со специалистом в области изучения мозга профессором Александром Капланом.

Гендиректор телеканала  Дождь  готова извиниться перед украинцами за Крым
Гендиректор телеканала "Дождь" готова извиниться перед украинцами за Крым [видео] 600

Именно Крымский полуостров стал камнем преткновения для телетрансляции "Дождя" на территории Украины.

Родной город премьера Гройсмана признан лучшим
Родной город премьера Гройсмана признан лучшим 680 1

В ежегодном конкурсе "Самый лучший город для жизни" участвовало 22 мегаполиса.

Светская хроника и ТВ

 Миссис Мира - 2016  Лора Суперфин: Песня  Королева ночи  стала для меня пророческой
"Миссис Мира - 2016" Лора Суперфин: Песня "Королева ночи" стала для меня пророческой 84

Титулованная красавица и в то же время эффектная и экстравагантная певица рассказала "КП" в Украине", как из юриста стала артисткой.

Лолита о своем выдворении:  Поздравляю  спецслужбы Украины с  блискучою  победой над диверсантом из Кремля
Лолита о своем выдворении: "Поздравляю" спецслужбы Украины с "блискучою" победой над диверсантом из Кремля" 356 1

23 апреля в 4 часа утра певицу Лолиту в селе Конотоп сняли с поезда, следовавшего из Москвы в Киев. Артистка направлялась в гости к своей 18-летней дочери Еве, которая живет вместе с бабушкой в украинской столице.

Лолита:  Мне запретили въезд на три года. Из-за этого я не смогу посетить могилы дедушек и бабушек
Лолита: "Мне запретили въезд на три года. Из-за этого я не смогу посетить могилы дедушек и бабушек" 1010 1

53-летняя артистка ехала в Киев на одни сутки, чтобы увидеть семью и приболевшую дочь, вместо этого она получила печать в паспорте, запрещающую въезд в Украину.

Спорт

“Шахтер” показал первых молодоженов-победителей
“Шахтер” показал первых молодоженов-победителей [фото] 216

“Горняки” объявили имена первых участников акции "Совет да "Шахтер", которую организовали "в подарок" племяннице президента "Динамо"

Свитолина в четвертый раз подряд обыграла Кербер, но Украина уступила Германии
Свитолина в четвертый раз подряд обыграла Кербер, но Украина уступила Германии 58

Матч плей-офф Мировой группы Кубка Федерации завершился со счетом 3:1 в пользу немок

Где и когда смотреть бой Кличко против Джошуа
Где и когда смотреть бой Кличко против Джошуа 2344 1

29 апреля на стадионе "Уэмбли" в Лондоне состоится бой 41-летнего украинца Владимира Кличко против 27-летнего британца Энтони Джошуа.