Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

На Львовщине функционирует семь локальных образовательных округов

На Львовщине функционирует семь локальных образовательных округов

Павел Хобзей:

В конце прошлого года Львовский областной совет принял решение о создании в области локальных пилотных образовательных округов. Что это: эффективный план развития или запланированное закрытие незаполненных школ; где и как, прежде всего, будет вводиться это новаторство и что в нем хорошего? Об этом «Комсомолке» рассказал Павел Хобзей, начальник главного управления образования и науки Львовской облгосадминистрации.

В передовых школах будет Интернет

- Со стороны локальные образовательные округа напоминают специализированные классы школы? Так ли это на самом деле?

- Вообще-то не совсем. Терминология «локальные образовательные округа» принята соответствующим положением Министерства образования и науки. А идея внедрения образовательных округов принадлежит академику Игорю Юхновскому, еще когда он работал в Комитете по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины. Сегодня на Львовщине функционирует 1487 школ, из них 540 – одиннадцатилетки. Но их очень тяжело обеспечить необходимой материально-технической базой.

- Так в чем же идея локальных образовательных округов?

- Идея заключается в том, что на территории района выбирается определенная территория, где функционирует опорная или, другими словами, передовая средняя школа. Таким образом, район можно разбить на меньшие части, где существуют коммуникации между учителями разных школ и учениками, есть хорошие дороги и расстояние между населенными пунктами не очень большое.

Наша задача - улучшить учебную среду в опорной школе. Сразу замечу, что в этом году компьютерные классы будут иметь все средние школы районов за счет дополнительных средств из государственного бюджета. А мы постараемся сделать, чтобы в опорных школах обязательно был Интернет, второй учебный компьютерный класс, мультимедийний проектор, и, возможно, интерактивная доска.

Кроме того, хочу обратить внимание, что в одном образовательном округе может существовать не одна, а две опорные школы, которые должны отвечать за учебный процесс на данной территории. А вокруг - школы-сателлиты*.

На первом месте профильное обучение

- Что же будет служить основой функционирования образовательных округов?

- Первый серьезный шаг создания локальных образовательных округов - профильное обучение в старших классах школы, которое внедрят через четыре года. Ведь сейчас по новым программам учатся школьники шестых классов. А, когда они дойдут до девятого, смогут по собственному желанию выбирать то направление, по которому хотят дальше специализироваться: экономическое, физико-математическое, гуманитарное и другие. Но для того, чтобы создать профильные классы, нам необходимо позаимствовать опыт других стран, к примеру, Польши. У них старшая школа функционирует отдельно и имеет четыре-пять классов в одной параллели, в которых учится более 100 учеников. Вместе с тем сегодня в большинстве сельских средних школ существует всего один десятый класс, в котором учатся 20-30 учеников, для них практически невозможно организовать профильное обучение. Ведь учить по 5-6 детей, которые изберут тот или другой профиль, финансово невозможно. Поэтому опорная школа должна быть такая, чтобы в ее десятом классе училось не меньше 100 учеников, которым мы сможем обеспечить профильное обучение.

А вот теперь мы подошли к тому, о чем вы спрашивали с самого начала: для профильного обучения должна быть необходимая материально-техническая база. И если все школы такой базой мы обеспечить не можем, то специализированные классы опорных школ ее обязательно будут иметь.

Сначала - админреформа

- Кроме того, в Украине не решен вопрос проведения административной реформы, - продолжает Павел Хобзей. - Мы бы хотели, чтобы локальные образовательные округа в будущем стали общинами или, как их называют в Польше, гминами. Сегодня деньги в сельские школы поступают из районов. А когда деньги будут находиться в распоряжении гмины, то отношение к тому, что каждое село должно иметь среднюю школу, изменится. Так как не будет средств на ее содержание. Итак, профильное обучение и административная реформа - две причины необходимости внедрения локальных образовательных округов.

- И это все?

- Нет, невозможно оставлять без внимания качество образования. Известно, что Львовская область – один из участников эксперимента по независимому внешнему оцениванию качества знаний выпускников, которые поступают в ВУЗ и сдают экзамены в Украинском центре оценивания качества. Еще до недавнего времени идея локальных образовательных округов была утопической. А введение внешнего независимого оценивания качества знаний сделало ее реальной. Ведь теперь родители будут думать не о том, как лучше устроить ребенка за деньги, а как дать ему лучшие знания. Не имея знаний, выпускник не сможет продолжать обучение в высшем учебном заведении. В правилах приема в ВУЗ указано: кто будет иметь в сертификате оценку по 12-балльной системе меньше «4», тот не сможет поступать в ВУЗ. Независимо куда: или на платную форму, или в частный ВУЗ. Кроме того, необходимо учесть вопрос хороших дорог и наличия надежных транспортных средств. Не дадим автобусы на доставку школьников в опорные школы, ничего из этого не выйдет.

- Павел Кузьмич, уточните, пожалуйста, насколько быстро идея локальных образовательных округов на Львовщине будет воплощена в жизнь?

- За четыре года мы должны прийти к профильной школе. Сегодня в области 240 опорных школ. Но для того, чтобы на протяжении 2007 года лучше понять, как должны функционировать локальные образовательные округа, мы выбрали 7 лучших школ, на базе которых создано семь пилотных округов. А именно: в селе Пидгородцы Сколевского района, городе Великие Мосты Сокальского района, в Судовой Вишне Мостиского района, Рудках Самборского района, Добромиле Старосамборского района, Меденычах Дрогобичского района и Добротворе Каменко-Бугского района. Думаем и о том, как привлечь для того или иного округа реальные дополнительные ресурсы.

Фото Западной информационной корпорации.

Кстати

Школы закрывать не будут

- А не случится ли так, что создание локальных образовательных округов приведет к закрытию части сельских школ?

- Я хочу подчеркнуть: мы это делаем совсем не для того, чтобы закрывать школы. Первый наш принцип - начальная школа должна быть в каждом селе, если там есть ученики. А что касается школы основной и, прежде всего, средней, определенные изменения планируем. Но необходимо понять, что законодательно все будет решать община. Ее мы должны убедить в том, что для школьников выгоднее учиться не в своем селе, получая разные знания, а в соседней школе, которая дает более качественное образование и обеспечивает лучшее будущее детям.

В тему

Школьники Сокальского района учатся по-сателлитарному

Учебно-воспитательный комплекс «Средняя школа-лицей» в городке Великие Мосты Сокальского района уже не первый год «работает» опорной школой, на занятия в которую доезжают ученики со школ-сателлитов. Объединяет этот локальный образовательный округ десять школ, среди них – одна начальная и четыре общеобразовательные.

Как рассказала директор Великомостовской школы Галина Медведская, сегодня у них функционирует два десятых специализированных профильных класса – технологического и физико-математического направления и два одиннадцатых – общественно-гуманитарного.

- Кроме того, у нас есть восьмой и девятый классы ранней профилизации, которые формируются по заявкам родителей, - рассказывает Галина Теодоровна.

Благодаря хорошо налаженному сотрудничеству между директорами и педагогическими коллективами школ района, у учеников 10-11 классов школ-сателлитов есть возможность учиться в трех профильных классах Великомостовской школы-лицея: экономическом, физическом и химическом. В первый класс доезжают 17 школьников, во второй – 11, в третий – 9.