Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Бернардинцы к кларискам на свидания не ходили

Бернардинцы к кларискам на свидания не ходили

Восемь мифов о Львове развенчал профессиональный экскурсовод Александр Ручко.

Львов круглогодично привлекает к себе сотни тысяч туристов. Все они хотят не только посмотреть уникальные памятки архитектуры и истории, но еще и услышать от гидов интересные истории. И некоторые экскурсоводы и впрямь стараются позабавить туристов мифами. Более того, некоторые гиды, кажется, и сами верят в то, что рассказывают. Отличить мифы от реальности нам помог профессиональный экскурсовод Александр Ручко, хотя назвал это делом неблагодарным.

- Есть два вида мифов, связанных со Львовом, - рассказывает Александр Ручко. – Это мифы, которые рождаются под какими-то внешними влияниями и те, которые львовяне создают сами. Мифы о львовских архитектурных объектах создавали, создают и будут создавать как писатели, так и обыкновенные люди. Если же говорить о так называемых «внешних» мифах, они непосредственно зависели от политической ситуации. Например…

О монашках кларисках и монахах бернардинцах

В прошлом веке существовал миф о том, что для свиданий клариски и бернардинцы рыли друг другу навстречу подземный ход. Сейчас это уже превратилось в анекдот, что со стороны женского монастыря его вырыли на 200 м дальше. Это не соответствует действительности и выглядит просто смешным.

Эти мифы были выгодны коммунистической идеологии. К счастью, сейчас идеологии стало меньше и осталось больше возможностей для полета фантазии. Известные во Львове братья Радковцы сами создают современные мифы о том же Бернардинском монастыре, и не только. Есть и книга «Легенды Львова», которую написал наш львовский писатель Юрий Винничук. Каждый писатель имеет право на трансформацию некоторых стереотипов. И иногда в процессе поисков тех, кто любит мифы, рождаются новые истории. А привлекательность мифов в том, что они драматизируют или просто украшают сухие рассказы экскурсоводов.

О православных мертвецах в бернардинском колодце

В свое время миф о бернардинском колодце описали в своих книгах два писателя. В «Путеводителе по Львову» 1915 года издания Верещагин написал, что во время осады Львова Б. Хмельницким всех православных христиан – жителей Львова – убивали и бросали в этот колодец. Это не отвечает действительности! Во время осады никто не бросает в источник питьевой воды мертвецов. Этот миф распространялся в советские времена, чтобы показать, как католики ненавидели православных. И это использовал даже Проспер Мериме в своей новелле «Богдан Хмельницкий». Неизвестно, кто кого продублировал: Мериме Верещагина или Верещагин Мериме, но оба они слово в слово очень красочно это описали.

О том, что во Львове нельзя разговаривать на русском языке

В ХХ веке существовал миф, который продолжает жить до сих пор, что во Львове нельзя разговаривать на русском языке. Поэтому люди, которые к нам приезжают, уже заранее напуганы. А ведь это совершенно не отвечает действительности. И даже, если говорить о культовом «бандеровском» ресторане, его владелец, по-моему, имеет русскую фамилию. Совершенно не отвечает действительности миф о том, что во Львове живут исключительно «махровые» националисты, как нас любят называть. Львов всегда был многонациональным городом.

О самоубийстве архитектора Львовской оперы

Иногда можно услышать рассказ о том, что архитектор Львовской оперы Зигмунд Горголевский покончил жизнь самоубийством, узнав о процессе осадки фундамента театра.

Он действительно умер от сердечного приступа. Но из-за несправедливой критики Городского театра – так тогда называлась Львовская опера – в прессе. Ведь сам архитектор умер всего через три года после постройки театра, что и вызвало всевозможные кривотолки.

Театр давал осадку, за что неоднократно критиковали архитектора. Но все, по мнению Горголевского, было в пределах нормы. Время подтвердило верность технологического решения.

О руке скульптуры, которая убила женщину

Крышу музея этнографии и художественного промысла украшает скульптурная композиция, символизирующая бережливость. Очень многие ошибочно называют ее Статуей Свободы. Да, я слышал историю, будто у нее отвалилась рука и, упав на голову проходящей женщине, убила ее. Если присмотреться, можно увидеть, что действительно к скульптуре приделана новая рука, которая отличается по цвету. А пострадал ли кто-то от ее падения, неизвестно.

О том, что в «Гранд Отеле» родился Захер-Мазох

Рассказывают, что в доме на проспекте Свободы, где сейчас находится «Гранд Отель», родился известный австрийский писатель Леопольд фон Захер-Мазох. Разные источники дают разные данные, т.е. на самом деле место рождения не известно. Некоторые знатоки истории указывают на угловой дом на улице Дорошенко, некоторые – на здание «Гранд Отеля». Но известно, что детские годы Захер-Мазоха прошли в поселке Винники вблизи Львова. А писатель Илько Лемко утверждает, что тираж книг Захер-Мазоха в конце ХIХ века превышал все вместе взятые тиражи книг Толстого, Достоевского, Шевченко. Вот этот факт для меня более интересен.

О борделе напротив Доминиканского собора

На самом деле борделя напротив Доминиканского собора не было никогда, и вообще такое соседство было недопустимым в принципе. Если же говорить о публичных домах, то в районе улицы Руськой существовало несколько кафе-шантанов. И еще говорят (самостоятельно проверять эту информацию мне очень сложно, а это – единственная возможность разобраться, где мифы, а где – реальность), что в доме, который теперь занимает банк «Львов» на улице Сербской, в средние века был дом терпимости. Во времена средневековья в городе у итальянцев была монополия на торговлю рабынями. Если верить некоторым публикациям, именно там они держали рабынь до торгов. А чтобы получить с них двойную выгоду, в перерывах между торгами женщин использовали в качестве проституток.

О призраке в Аптеке-музее

Существует миф, что в подземелье Аптеки-музея можно увидеть призрак Алхимика за работой. В действительности там сидят два манекена в одежде древних фармацевтов - в черных плащах с капюшонами. Для некоторых туристов это – неожиданность и пусть лучше она неожиданностью и остается. То есть, что-то увидеть можно, но что именно - призрак или манекен - зависит от того, в каком вы состоянии находитесь.