Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Генпрокуратура передала «дело Ивасюка» в архив

Генпрокуратура передала «дело Ивасюка» в архив

Обстоятельства смерти композитора до сих пор вызывают много вопросов.

Тридцать лет советский режим тщательно скрывал в своих анналах обстоятельства смерти популярнейшего и, можно сказать, воистину народного певца своего края Владимира Ивасюка. И игнорировал тот факт, что большинство украинского электората до сих пор не верит, что любимец Фортуны, талантливейший певец родного края мог свести счеты с жизнью внезапно и без видимых на то причин. Корреспонденты «КП» побывали в Государственном архиве Львовской области сразу после передачи туда «дела Ивасюка».

Официальная версия - самоубийство

Смерть композитора Владимира Ивасюка потрясла советское общество и государственная машина надолго спрятала в своих сейфах все материалы дела, которые хоть както проливали свет на уход из жизни известного всему СССР композитора. Почему? На этот вопрос нет ответа до сих пор.

Бездыханное тело Ивасюка обнаружили случайно в лесном массиве Брюховичи.

По официальной версии советской судебной системы, композитор Ивасюк покончил с собой 24 апреля 1979 года.

Вот как звучит эта формулировка в постановлении от 1 ноября 1979 года:

«Прокурор криминальной Прокуратуры Украинской ССР, старший советник юстиции Пинский, рассмотрев материалы, прекратил уголовное дело, возбужденное в связи со смертью Ивасюка В.М.

Установлено: Ивасюк В. М., 1949 года рождения, студент Львовской консерватории, 24 апреля 1979 года ушел из дома и больше не вернулся.

18 мая 1979 года при проведении спортивных занятий в лесу, вблизи поселка Брюховичи г. Львова Ивасюк В.М. был обнаружен висящим в петле военнослужащим Черобиевым Ж.С.

17 июля 1979 года расследование обстоятельств смерти Ивасюка В.М. было окончено и вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления на том основании, что Ивасюк В.М. покончил жизнь самоубийством, повесившись на поясе от своего плаща.

Приложение: уголовное дело № 183089, личное дело студента консерватории Ивасюка В.М. на 18 листах, личное дело студента мединститута Ивасюка В.М. на 26 листах, разыскное дело на Ивасюка В.М на 67 листах».

В документах дела указано, что что дерево, где покончил с собой композитор, высотой 17 метров, окружность ствола у основания – 67 сантиметров. Дерево раздваивается на два ответвления на расстоянии 47 см от грунта. На высоте 1м 70 см одного из ответвлений имеется ветка диаметром 4 см, крона ветки касается грунта. На этой ветке на расстоянии 70 см от ствола в петле висит труп… Петля завязана тройным глухим узлом…

На фотографиях, которые приобщены к делу, труп композитора с согнутыми коленями касается земли, ветка слишком тонкая, чтобы выдержать тело погибшего человека, но, тем не менее, это – фотофакт, приобщенный к делу.

На теле эксперты обнаружили 11 ссадин

Из протокола допроса эксперта, начальника судебномедицинской экспертизы Тищенко Клавдии Ивановны: «При судебномедицинском вскрытии тела Ивасюка было установлено, что труп не разложился…

На передней и задней поверхности правого предплечья, передней поверхности левого предплечья, внутренней поверхности левой голени имеется одиннадцать ссадин овальной и округлой формы размером 1,0-0,5 до 0,5-0,3 см красносинюшного цвета с мелкими обрывками эпидермиса на поверхности… Это результат нарушения целостности поверхностного слоя кожи…».

Возникает вопрос, почему у повешенного столько синяков на теле, а в разговоре с сотрудниками архива покойный отец Владимира Михайловича говорил еще и о том, что на теле сына были раны, и глаза были выколоты. Насколько это соответствует действительности, теперь сложно утверждать, но вот синяки судебная экспертиза подтвердила.

«Неудач в жизни у него не было»

Насколько достоверны показания свидетелей, не беремся утверждать, но некоторые из них выглядят иногда уж слишком прямолинейно и целенаправленно. Например, некий свидетель Веселовский Вячеслав утверждает: «18 апреля 1977 года. примерно в 11 часов в третье отделение Львовской областной психиатрической больницы поступил Ивасюк В.М. В больницу он приехал вместе со своей матерью. При поступлении в больницу у Ивасюка наблюдалась тревога, растерянность, резкое снижение настроения. На протяжении 2х недель нахождения в больнице психическое состояние Ивасюка было крайне тяжелым и характеризовалось подозрительностью, подавленностью, тревогой и неуверенностью в своем будущем. В беседе Ивасюк высказывал мысль о самоубийстве. Ивасюк при нахождении в больнице не тяготился больничной обстановкой, что говорило о его безразличии к окружающему и подтверждает его депрессивное состояние.

Со слов матери при беседе со мною, Ивасюк до поступления в больницу в течение двухтрех недель не мог спать, стал меньше работать. Как пояснила мать, Ивасюк в последнее время брал нож и ходил с ним в лесопарк «Погулянка», чтобы покончить жизнь самоубийством. Кроме того, мать пояснила, что ее сын уже выбрал в «Погулянке» место и даже дерево, на котором он должен покончить с собой. В связи с этим мать Ивасюка очень опасается за судьбу сына и решила поместить его в больницу…

Когда Ивасюк выходил из больницы, то он заявил, что если до своего тридцатилетия не выполнит своих творческих планов, то ему незачем жить дальше…»

Из свидетельских показаний актрисы Днепропетровского драмтеатра Людмилы Шпуркиной, которую связывали с Ивасюком, по утверждению его ныне покойного отца, близкие отношения: «В Черновцах я была с Володей Ивасюком в последних числах августа, а расстались мы в первых числах сентября 1978 года. Особого разговора о женитьбе у нас не было, говорил, что летом собирается поступать в Союз композиторов, жизнь себе представлял оптимистически. Неудач в жизни у него не было. Мысли о самоубийстве у Ивасюка не было, не говорил он мне ничего и о какихлибо заболеваниях, но после его смерти ктото мне говорил, что он якобы наблюдался у психоневролога.

Каких-либо странностей я за Володей не замечала никогда. Своей творческой работой он был доволен, мечтал и дальше работать в направлении композиторской деятельности…»

«Жизнь себе представлял оптимистически»

Напомним, что Владимир Ивасюк был самым востребованным и популярным молодым композитором своего времени, а поэтому нам кажется, не имел оснований, даже в силу объективных причин, сомневаться в выполнении своих творческих планов. Песни талантливого композитора снискали любовь и признание не только среди многочисленных участников художественной самодеятельности, но и среди выдающихся мастеров эстрады. Они звучали в исполнении таких известных исполнителей, как София Ротару, Иосиф Кобзон, Константин Огневой, ансамбль «Песняры», их постоянно транслировали в передачах республиканского и Всесоюзного радио и телевидения, они были записаны на грампластинки, среди которых была и авторская «Пісні Володимира Івасюка співає Софія Ротару». А песня «Червона рута» побила по популярности все рекорды в бывшем СССР. Кто не знает сегодня его песен, таких, как «Водограй», «Балада про дві скрипки», «У долі своя весна», «Тільки раз цвіте любов», «Ватра» и многие другие. Он – лауреат Всесоюзных телевизионных конкурсов «Песня71» и «Песня72».

А в ноябре 1978 года он стал еще и лауреатом на Всесоюзном смотре-конкурсе молодых композиторов в Москве. В 1974 году комсомолец В. Ивасюк был даже делегатом ХХII съезда ЛКСМУ. Слава, как говорится, ходила за этим молодым человеком по пятам. Его талант был не только признан, но и по достоинству оценен - и это в Союзе, где нужно было пройти ох какое сито, чтоб выйти на всесоюзный уровень! Талант В. Ивасюка «пробил» и эту стену! Это ли не подтверждение всенародной любви к его творчеству? Какие сомнения могли возникать у этого неординарного молодого таланта по поводу выполнения своих творческих планов?

Похороны студента 4-го курса Львовской государственной консерватории имени академика Лысенко В. Ивасюка состоялись 22 мая 1979 года. Тело Ивасюка было захоронено на Лычаковском кладбище.

Несмотря на запреты, проводить любимого композитора в последний путь съехалось такое количество народу, что по улицам Львова в тот день невозможно было пройти. Это была всенародная скорбь и дань памяти человеку, благодаря которому украинская песня поднялась на новую высоту. Он навсегда остался с нами в своих крылатых произведениях.