Галина ГУПАЛО. Фото с сайта corbis.com. (25 ноября 2008)
Как не стать жертвой «сетевого шопинга»

Как не стать жертвой «сетевого шопинга»

Одежду без примерки лучше не покупать.

Все мы любим комфорт и стараемся себя окружить им в любой ситуации, чтобы оградить себя от неудобств и не прилагать лишних усилий, когда в этом нет необходимости. Недаром говорят, что лень­матушка вперед нас родилась. Покупая модные журналы, бывая в больших гипермаркетах мы нередко находим в них рекламные проспекты или же их нередко вручают нам непосредственно на улице. В рекламе содержатся предложения покупать книги, посуду, одежду, обувь при помощи заказов по почте, по телефону, по Интернету. Все это и на самом деле очень удобно, ведь мы экономим не только свое время, но и избавляем себя от порыва купить что­то увиденное и не очень нужное нам, просто так, потому что понравилось. При изучении же каталога у нас есть больше времени на определение нужной нам покупки, мы можем подумать о том, действительно ли так необходим нам тот или иной предмет. Но в каждом деле, тем более в сетевом шоппинге, есть свои подводные рифы. Какие именно, мы решили узнать у психолога Оксаны Чекит.

Итак, вы просмотрели сайт в Интернете или каталог, сделали заказ – и товар доставили вам на дом или на работу. Это просто сказка, радуетесь вы. Ни ездить, ни ходить никуда не нужно. Во Львове так работает уже очень много точек торговли, и сегодня именно так поступает каждый десятый покупатель. О чем же нужно знать, если вы приобретаете вещь, даже не подержав ее в руках?

Плюсы

Начнем с плюсов дистанционной торговли.

Во­первых, она экономит массу времени. Уже не нужно совершать марафон по магазинам города, прицениваясь, сравнивая и выбирая именно то, что надо. Все то же самое можно сделать за несколько минут, посетив несколько сайтов в Интернете.

Во­вторых, некоторые товары найти в наших магазинах довольно сложно даже при кажущемся изобилии. Так, например, это относится не только к эксклюзивной одежде, но и к бытовой технике, редким книгам, фильмам, музыкальным новинкам.

В­-третьих, цены у дистанционных торговцев зачастую, но не всегда, ниже, чем в магазинах: ведь им не приходится платить огромные деньги за аренду торговых площадей, а организовать доставку со склада не так сложно, как поддерживать ассортимент реальных магазинов.

Психологи к плюсам покупок по каталогу или по Интернету относят еще и невозможность принять импульсивное решение. Вы не ухватитесь за первую понравившуюся вещь, даже не успев подумать о том, по карману ли она вам и так ли уж необходима.

Минусы

Некоторые товары приобретать дистанционно невыгодно: вы можете оказаться в накладе.

Подумайте, подходит ли вам такой способ приобретения?

Покупать без примерки одежду или обувь имеет смысл, если только уверены, что указанный размер вам подходит на все сто, как говорится.

Не стоит рисковать, заказывая по каталогу продукты питания, имеющие короткий срок хранения – овощи, фрукты.

С осторожностью нужно подходить к дистанционным покупкам таких товаров, как ювелирные украшения, аксессуары и сувениры. Их качество можно приукрасить на фотографии, где они будут выглядеть гораздо лучше, чем на самом деле.

Не покупайте заочно вещи, если их цветовой оттенок имеет для вас большое значение. Цвет может искажаться при фотопечати и изображении на мониторе. Скажем, оттенок мебели или мебельной обивки, возможно, сильно удивит вас, когда вы увидите его воочию.

Если продавец находится в другом городе, возвратить непонравившийся товар будет сложно.

Продавцы подчас срывают сроки доставки. Если крайне необходимую вам вещь доставят с опозданием, вы будете понапрасну волноваться в ожидании своего заказа. Закон о правах потребителя в этом случае вас не защитит.

Среди заочных торговцев, увы, встречаются мошенники. При заказе приходится быть особенно внимательными и обращайтесь лишь к тем фирмам, которые проверены, например, предоставлением услуг вашим знакомым, родственникам и т.д.

Какие товары можно покупать без опаски?

Книги, CD и DVD с музыкой, играми и фильмами – с таким товаром, как правило, не бывает неожиданностей. Под обложкой «Книги кулинарных рецептов», вы вряд ли найдете роман Булгакова.

Одежду известного производителя, если уверены в размере или нюансы кроя не имеют значения – футболки, пижамы или ночные сорочки.

Продукты и бытовую химию знакомых торговых марок.

Бытовую технику, в качестве которой вы уверены

Что требует особого внимания?

1. При выборе товара в Интернет­магазине или в каталоге не только внимательно рассмотрите изображение товара, но и проверьте его характеристики, указанные возле модели – цвет, размер, материал, из которого изготовлен и т.д. Продавцы обязаны такую информацию указывать письменно.

2. Форма оплаты товара и заполнение бланков. В каталоге и на сайте должны быть указаны сроки доставки. Оплата по факту доставки для покупателя более удобна – вы расплачиваетесь после того, как получите товар в руки. Предоплату осуществляют также почтовым переводом или по банковскому счету. В первом случае важно правильно заполнить купон и оплатить его на почте. Неудобство в том, что в большинстве случаев, вам придется стоять в этом ведомстве в очереди.

3. Прежде, чем сделать предоплату через банк, по телефону или электронной почте свяжитесь с компанией, сообщите свои данные, дождитесь, когда вам выставят счет, и только после этого оплачивайте товар по счету в банке.

Покупки в Интернет­магазинах иногда предлагают оплачивать с помощью внебанковских систем оплаты. В этом случае лучше всего воспользоваться проверенными системами, поскольку в киберпространстве достаточно злоумышленников.

4. Проверка документов. В них обязательно должны быть указаны счет, название товара, производитель, модель. Если вам предлагают с сайта распечатать типовую квитанцию, заполните ее, вписав свое имя, сведения о товаре и номер заказа, который вам должен назвать телефонный или электронный оператор. Корешок вашей платежки или купон – достаточное основание для того, чтобы на вас распространялся закон о правах потребителей.

На вас распространяются все права потребителей

Советует специалист шопинговой сети Светлана Романюк:

Где бы вы ни покупали свой товар – в Интернете, обычном магазине и т.д. – права по­требителя распространяются на вас, как на любого покупателя. Но бывают ситуации, когда виноваты все же вы сами, поэтому:

– прежде всего, проверьте наличие сертификата и регистрации магазина. Если они отсутствуют – от покупки лучше отказаться.

– внимательно читайте условия оплаты и доставки. Обратите внимание, входит ли доставка в стоимость заказа. Доставка по городу, области или в другой регион существенно отличается по цене. Заранее убедитесь, что ваш заказ доставят в квартиру при наличии или отсутствии лифта в доме. В случае с транспортировкой тяжелых грузов это особенно важно.

– подписывайте акт о приемке товара, только проверив его. Если вы, не глядя, подписываетесь под словами «комплектация товара соответствует описи», значит, лишаете себя возможности доказать свою правоту, если произошла ошибка. Не стесняйтесь курьеров, которые вечно спешат, а то и ворчат, пока вы распаковываете коробки. Проверив в их присутствии содержимое упаковки, вы сможете доказать, что вам привезли что­то не то или чего-­то не доложили в коробку. То же касается и проверки посылки на почте: сразу сверяйте содержимое с описью вложения.

– вы имеете право вернуть или заменить некачественный товар.

– если вещь доставил курьер – обнаружив дефект, вы имеете право не принимать ее, не платить и требовать от компании бесплатной доставки качественного товара.

Если покупка оплачена заранее, придется решать проблему с магазином. При доставке по почте осуществить возврат сложнее всего: придется делать это за свой счет, а потом требовать от компании возмещения расходов. Если дело дойдет до суда. Ваше дело заведомо выигрышное. Правда, в том случае, если вы подтвердите документально свои затраты и докажете это, если компания отказалась проводить замену некачественного товара за свой счет. Отправьте требования к компании заказным письмом, оно послужит доказательством в суде. Но лучше, конечно, чтоб до этого не доходило.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт