Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Выбираем продукты придирчиво

Выбираем продукты придирчиво
Фото: Фото с сайта www.corbis.com

Готовясь к празднику, каждая хозяйка старается закупить самые лучшие и качественные продукты. И хотя в магазины и на рынки мы ходим каждый день и покупателями мы можем себя считать самыми опытными, но очень часто уже только дома замечаем, что продукт не слишком качественный. А может оказаться даже опасным для жизни. «Комсомолка» предлагает воспользоваться советами специалистов государственного предприятия «Львовский научно  производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации»   начальника отдела по подтверждению качества пищевой продукции, продовольственного сырья и услуг Леси Набоковой, заместителя генерального директора по вопросам подтверждения и оценки соответствия Вячеслава Пузыря и заместителя начальника Главного управления по защите прав потребителей Василия Рипки.

1.

Как не купить некачественный товар?

Нужно читать, что написано на этикетке. С 1 ноября 2008 года введен в действие новый национальный стандарт Украины ДСТУ 4518:2008 «Продукты пищевые. Маркировка для потребителей. Общие правила». Согласно этим правилам на упаковках пищевых продуктов производитель должен написать всю правду о продукте и указать все данные о себе. Не подходят под эти правила только алкогольные и табачные изделия, их производство и продажа регулируется другими актами. Ну и продукты, которые можно идентифицировать – овощи и фрукты.

2.

 Почему на этикетках так мелко пишут информацию?

Размер шрифта должен быть не меньше, чем 5 миллиметров. Название пищевого продукта должно быть по размеру и цвету шрифта одинаковым. Кроме того, текст должен быть на украинском языке. Если продукт идет на экспорт, его могут продублировать на иностранном языке. Тут же должны указать характерные свойства продукта. То есть   продукт натуральный, концентрированный, сухой, сублимированный, пастеризованный и так далее.

3.

 На этикетке написано, что продукт выращен без использования пестицидов. Это такой рекламный трюк производителя, чтобы лучше покупали?

Производитель имеет право указывать на этикетке, что продукт вырастили только с использованием органических удобрений, без использования пестицидов. Витаминизированный, без консервантов – только в том случае, если он имеет документальное подтверждение этой информации, выданное государственными органами исполнительной власти.

4.

 Купили икру черную очень дешево. Но вкус у нее не как у икры. Да и друзья говорят, что это не икра вообще.

Скорей всего, вы купили белковую икру. Чтобы покупатели не попадались на такой обман, закон запрещает производителю давать продукту питания название, которое обманывает потребителей. Например, запрещено называть икру белковую черной, напиток, который сделан не по технологии кваса, квасом. Самым распространенным обманом здесь является название маслом спреда.

5.

 На банке консервированных грибов есть только одна дата – июнь 2008 года. Продавец утверждает, что это дата выработки. Сколько можно хранить этот продукт?

Продавец вас обманул. Если на упаковке стоит только одна дата, значит это дата, после которой есть эти грибы или другие продукты не рекомендуется. Срок годности истек именно в этот день, дата которой указана на упаковке. К сожалению, такими обманами грешат наши супермаркеты. Они ставят на продукт, срок употребления которого уже истек, намного меньшую цену. Вот покупатели и берут, не обращая внимая на дату годности. Также на продуктах детского питания, на мясных и рыбных консервах должны быть указаны условия и срок хранения после того, как их открыли.

6.

 Как покупатель может узнать, правда ли написана на упаковке?

Если потребитель пострадал от некачественного продукта в то время, как производитель на этикетке утверждал, что все хорошее, он может обратиться в лабораторию по исследованию пищевых продуктов, сырья и изделий легкой промышленности по адресу Львов, улица Заводская, 26, тел 8 (0322) 298 65 84. Правда, такое исследование платное. Например, анализ спреда на изучение состава жира стоит 300 гривен. Однако, если человек собирается через суд доказать свои убытки, то это для него недорого.

7.

 А как можно отличить тот же спред от настоящего сливочного масла?

Молочными продуктами считаются те, в которых состав молочного жира не меньше 50 процентов. В сливочном масле молочного жира должно быть не меньше, чем 61,5 процента. А спред – это пищевой продукт, который составлен как из молочного, так и из растительного жира. Многие производители называют спред маслом и пишут, сколько они растительного жира использовали при производстве. Но часто это делают таким мелким шрифтом, что покупатель просто не может прочитать. Это – нарушение закона. Как и то, что производители называют спреды «маселком», «маслянкой» и т.д. А вот называть «селянским», «фермерским» и по другому – можно.

8.

 На упаковках чипсов всегда пишут, что они с беконом, сыром, ветчиной или еще чем­то. Как они туда все это запихивают?

Никак. И этого не должно быть. С 1 ноября производителям запрещено в названии продукта использовать названия натуральных продуктов мяса, рыбы, молока и так далее, которые не входят в их состав. Если в состав входят ароматизаторы, то так и должно быть написано.

9.

 Если покупка состоялась на продуктовом рынке? Например, купили на рынке колбасу, которую перед этим там попробовали. Но на рынке дали пробовать хорошую, свежую. А потом подсунули такую, что даже кошка не захотела есть?

Покупатель имеет право возместить свои убытки, даже если покупал на рынке некачественный продукт. Для этого нужно подойти к администрации рынка и указать где, когда и на каком торговом месте вы покупали эту колбасу. Администрация рынка обязана уточнить данные недобросовестного торговца. Отказали вам в удовлетворении ваших прав? Обращайтесь с письменной жалобой в управление по защите прав потребителей. Специалисты управления найдут управу на недобросовестных продавцов.

Что должно быть написано на этикетке?

  На этикетке обязательно должны быть даны адреса производителя, упаковщика и импортера. Если на упаковке нет полного адреса производителя (город, улица, точное название предприятия, номер телефона) то лучше не покупать этот товар.

  Если на этикетке нет всех обязанных данных, означает ли это, что продукт плохой?

  Не всегда. Поскольку изготовить новые этикетки немного накладно, было разрешено использовать те, которые уже напечатали до 1 ноября 2008 года. Так что старые этикетки можно будет увидеть на упаковках продуктов питания до 1 мая 2009 года. Но не дольше.

  Если на этикетке нет вообще никаких данных, кроме названия, что должен делать покупатель?

  Если этот продукт находится на полке магазина, то администрация торгового заведения всегда знает, когда и у кого она брала партию этого товара. Именно к ней вы можете обратиться с претензиями. Если вам отказали в информации, нужно обратиться с письменным заявлением в управление по защите прав потребителей, где следует точно указать, что и где вы купили.

  Что еще должно быть на упаковке?

  Состав пищевого продукта указывают в порядке преимущества составной части от большей к меньшей. В том числе и пищевых добавок, и ароматизаторов, которые использовали во время производства продуктов.

  А что нельзя писать на упаковке?

  Там запрещено размещать различного рода рекламу, высказывания о возможных целебных свойствах продукта, письма благодарности и так далее. На детском питании нельзя помещать фото ребенка.