Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

На Старый Новый год поделись хлебом

На Старый Новый год поделись хлебом
Фото: В эту ночь молодежь сжигала дидух...

Когда-­то у наших бабушек не было двух Новых годов – Нового и Старого. Новый год, согласно григорианскому календарю, наступал для них в ночь с 13 на 14 января. Тогда они вместе с приходом Нового года поздравляли с именинами всех Василиев. В каждом регионе Украины по­-разному праздновали приход Нового года. На Львовщине до сих пор сохранилась традиция сеять на Старый Новый год. Только вот дети ходят сеять по квартирам, и им дают за это деньги, а в офисах различных предприятий и компаний взрослые сеют в кабинетах друг у друга. А цель этого действа одна – пожелание новой жизни в Новом году, долгих лет, добра, здоровья и денежного благополучия хозяевам дома или сотрудникам. Кстати, традиция сеять деньгами при въезде в новую квартиру, новый офис или же при открытии нового магазина живет у нас вне зависимости от праздника и времени года.

Зерно – на долгую и хорошую жизнь

– У нас здесь больше праздновали не Новый год, а Василия. Девушки переодевались в парней, а парни – в девушек. И это был такой карнавал. В эту ночь молодежь гадала, все желали друг другу добра, ходили от дома к дому, жгли дидух и радовались своей молодости, – рассказывает заведующая отделом народного искусства Национального музея им. Андрея Шептицкого Евгения Дзядык. – В отличие от Рождества и Крещения, Новый год не был важным религиозным праздником.

Очень популярной в Украине была драматизованная обрядовая игра с характерным ритуальным сценарием, песенным и музыкальным репертуарами. Центральным в этом ритуальном действе был танец Цапа в маске под сопровождающую песню, его «умирание» и «воскрешение», что символизировало круговорот времени. В костюм Цапа переодевался парень. Этот обряд берет свое начало от древних аграрно­магических обычаев. Позже он потерял свою магическую функцию и трансформировался в народный спектакль пародийно­юмористического содержания. В XIX веке этот обряд обрел черты сельского карнавала с брачными мотивами. Вообще карнавальные образы, связанные с Новым годом, отображают представления людей об окружающем мире. Выразительное аграрно­магическое содержание носил новогодний обряд засевания, сеяния. Он прямо связан с праздником Св. Василия Великого, которого считали покровителем земледелия. Поэтому главным обрядодействием этого дня было засевание домов украинцев зерном с сопровождающими пожеланиями.

По словам Ольги Гавришкевич из г. Новояворовск Яворовского района, родившейся в с. Липовец этого района, в их селе сеять ходили дети в возрасте от семи до двенадцати лет.

– Процесс сеяния начинался ранним утром, до восхода солнца. Из дома выходили в шесть часов утра и до девяти утра сеять уже заканчивали. Тогда никто не сеял целый день – с утра до вечера, как это принято сейчас. Мама давала нам кусок ржаного хлеба, мы его клали в льняную квадратную сумку на шнурке и начинали свой новогодний поход по соседям. В первой хате со словами: «Помагай Бог на щастя, на здоров’я, на той Новий рік, щоб було краще, ніж торік» сеяли зерном, а мамин хлеб меняли на хозяйский – чтобы и у них, и у нас всегда был хлеб, – вспоминает Ольга Гавришкевич. – Зерна символизируют жизнь. Считается хорошей приметой, если во время засевания зерна упадут не только на пол, но и на хозяев.

Как встретишь – так и проживешь

После этого дети продолжали свой путь по другим соседям. Но никто не давал им за это ни денег, ни конфет. Радовались тому, что за засевание давали кусок хлеба. Радовалась этому и мама, когда дети возвращались домой с хлебом. Позже начиналось празднование Василия – взрослые шли поздравлять родных Василиев с именинами.

– Василева мати пішла кугутати, ку­гу-­ку­гу­-ку­гута, ми викличем Василя, – с такими словами, вспоминая петуха, взрослые поздравляли Василиев.

А молодежь веселилась по-­своему: собиралась в читальной, колядовала. При этом танцевать на Новый год тогда не разрешалось – это время считалось еще постом, танцы разрешались только после Крещения Господнего.

– Переодевания в какие­либо костюмы на Новый год у нас не было, – рассказывает Ольга Гавришкевич. – Эта традиция касалась Рождественского Вертепа. А на праздничный новогодний стол у нас тогда подавали кто что мог: квашеную капусту, пшеничную кашу, подливу из грибов, вареники.

Считалось, что на Новый год в дом приходит судьба человека, воплощается в каком­нибудь животном или вещи и все внимательно следили, чтобы нечистый не помешал ей. Поэтому в этот день никому ничего не давали взаймы, пытались быть радостными, веселыми, добродушными, нельзя ни с кем ругаться, а нужно помириться со всеми соседями – ведь как встретишь Новый год, так его и проживешь.

Девушки ворожили на будущее и загадывали желание  

Когда­-то вечером накануне Нового года женихи, которым отказали девушки, еще раз засылали сватов.

А девушки гадали. Лепили вареники, а вместо начинки клали бумажку с именем подруги. Потом варили. Чей вареник первым всплывал, та девушка первой должна была выйти замуж. Кроме того, в миску или кастрюлю наливали воду и опускали в нее две скорлупки от ореха. Если скорлупки сойдутся – вскоре придут сваты. Перед сном девушка должна расчесаться, положить расческу под подушку и загадать имя любимого. Во сне она узнает, любит ли он ее. Ложась спать, умойтесь, но не вытирайтесь, а положите полотенце в головах. Кто придет во сне и начнет вас вытирать, тот и будет суженым.

Существует также поверье, что для верующих людей в эту ночь открывается небо, и они могут просить все, чего желают. Считают, что в эту ночь происходит больше чудес, чем с 31 декабря на 1 января.

Святой Василий считается покровителем земледелия. Поэтому в этот вечер люди пытались угадать погоду на следующий год. Если падает мягкий снег и морозно – на богатый урожай и на здоровье, а если тепло – лето будет дождливым. Если небо в эту ночь звездное – куры будут хорошо нестись, уродятся грибы и горох. А густой иней – к хорошим зерновым и меду.


...а днем радовалась и веселилась.