Сегодня 19 января -12°C
Татьяна ПАВЛОВСКАЯ (18 февраля 2009)
Как я работала официанткой

Как я работала официанткой

Хорошей официанткой можно стать только с хорошими клиетами

Меню на двадцати страницах

Для полноты ощущений «коварное руководство» кафе-бара предложило работать в час пик – вечером. А утром я пришла для получения ценных указаний от администратора:

– Для начала почитайте меню. Попробуйте запомнить ингредиенты, вас могут о них спросить. К «крутым» клиентам вас не будут подпускать. Других проблем, думаю, не будет.

Внимательно начинаю читать меню, и сразу понимаю – для того, чтобы запомнить составные части, мне понадобится не одно утро. Лишь на первой странице 19 наименований салатов, и в каждом по меньшей мере по шесть ингредиентов. А дальше еще «хуже»: холодные закуски, горячие блюда, гарниры, десерты, напитки ... всего около двадцати страниц. Благо, на помощь приходит Оля:

 – Ты читай название салата, уже из него станет понятно, из чего он состоит. Если забыла – не волнуйся, спокойно скажи, что сейчас поинтересуешься у шеф-повара. Но не кричи с другого конца зала: «Сок есть?».

В конце инструктажа деликатно спрашиваю, не пристают ли мужчины-посетители к официанткам. А в ответ слышу рассудительное: «Если официантка не будет заигрывать с клиентом, ей ничто не угрожает. А кроме того, здесь есть охрана. Так что будь спокойна». Относительно официантского кокетства можно, конечно, поспорить: вспомнила рассказ знакомой официантки, которая во время практики в кафе стукнула слегка «озабоченного» клиента подносом по голове. Тогда руководитель практики, качая головой, промолвила: «Не получится из тебя официантки». Но пророчество не сбылось, и моя знакомая благополучно работает ныне в одном из львовских кафе.

А забегая наперед, скажу, что в день моего официантского дебюта все подносы и головы остались целыми. Но соблазн воспользоваться советом был…

После семи вечера кафе мало-помалу заполняется. Прихлебывая пиво, сидит американец, а его переводчик усиленно старается вспомнить, как по-английски звучит слово «мидия». Погрузившись в романтическую атмосферу зала, за столиками располагаются парочки влюбленных. Шумная компания отправляется к третьей нише.

 – Они мои! – выкрикиваю я, полагая, что тут перепадут солидные чаевые, но мой энтузиазм мгновенно гасят профессионалы.

 – Ты что, хочешь разочароваться в людях? – сразу объясняют: компания принадлежит к числу тех постоянных клиентов, привычки которых надо хорошо знать, чтобы не возникло проблем.

 

Печень по-­пражски и «сырые» креветки

Спустя некоторое время в зал вошли двое молодых мужчин. Мне дают понять – это первые мои клиенты. Подхожу к ним с улыбкой, желаю доброго вечера, даю меню и оставляю клиентов на некоторое время, чтобы у них была возможность обсудить будущий заказ. Выждав несколько минут, снова направляюсь к «своему» восьмому столику. Ребята оказались разговорчивыми. Для начала спросили, как меня зовут, потом поинтересовались, будет ли дискотека, через минуту им уже позарез понадобился телефон. Скоро начался террор и по теме меню:

 – У вас такое большое меню. Тяжело выбрать... Салаты... Обойдемся. Давай закажем картошку-фри... Две порции. Овощное ассорти... Хлеб… Татьяна, а у вас хватит на нас терпения?

 – Хватит и еще останется, – отвечаю, стараясь улыбаться.

 – Чудесно! Скажите, а «печень по-пражски» – это как?..

С умным видом выдаю фразу о всезнающем шеф-поваре. И с целью узнать о печени все, что возможно, спешу на кухню. По дороге Оля учит меня ориентироваться на местности:

 – В этой комнате берешь нужную посуду. Что там у тебя? Ассорти. Большая тарелка. Картошка-фри. Вот эта. Если будут заказывать салаты, бери вот такие мисочки. Теперь идем на кухню. Заказ переписываешь в тетрадь, громко читаешь то, что пишешь, чтобы повара слышали. Хлеб режешь сама. Поскольку не знаешь, белый или черный они любят, берешь поровну того и другого. Оставляешь заказ, возвращаешься в зал. Спустя некоторое время наведываешься на кухню.

Возвращаюсь к восьмому столику. Даю исчерпывающую информацию о печени, а вместе с тем получаю оригинальный заказ:

– А можно так: посередине отбивная, а сбоку – грибы? И бутылку водки.

Людей в кафе становится все больше. Появилась компания «молодняка», около двадцати мужчин оккупировали два больших стола. Принимать заказ отправился Святослав (ему не позавидуешь). Меня отправляют принять заказ у молодой пары. Он будет есть вот этот салат, она хочет другой, ему солянку, ей не надо... Минут пять она вслух размышляет, какой сок заказать… В конце концов клиенты определились. Для уверенности проверяю, правильно ли записала заказ: повторяю вслух название блюд и количество. Мужчину почему-то это явно злит.

Знакомым маршрутом бегу за посудой, потом на кухню... Уже готовы отбивные. Хватаю две тарелки, и уже на пороге слышу:

– Чей хлеб?

– Мой. Сейчас отнесу.

– Так бери сразу.

Взять три большие тарелки – не проблема. Попробовать донести к «месту назначения» – также. Но в каком виде? Я все-таки не решилась, чем вызвала дружеский хохот – девушки и ребята привыкли носить по пять тарелок за раз.

…А «постоянные клиенты» из третьей ниши тем временем съели порцию креветок и решили напомнить о себе, поставив несчастным «ракообразным» диагноз – недоваренные.

Пока друзья тусуются, к барной стойке подходят три парня. Обращаясь к бармену Ирине, «чиста канкретна» заказывают три по сто водки. Поскольку бармен в эту минуту занята приготовлением мартини для предыдущего заказа, то просит подождать.

 – А эта чего стоит? – один из них пренебрежительно тычет в меня пальцем.

Мой мозг начинает точить подлая мысль: «Где мой тяжелый поднос?». А Ирина профессионально без скандала выходит из ситуации. Получив заветные сто граммов, они мгновенно опустошают рюмки и отправляются на место.

Выполнив заказ «своих» столиков, могу немного отдохнуть, посмотреть, что происходит вокруг. Из-за сигаретного дыма рассмотреть что-либо тяжело, ощущаю, что мои контактные линзы вобрали в себя все, что можно, и теперь скорее мешают, чем помогают. «Молодняк» отрывается по полной программе: водка, мартини, танцы. А до конца моей смены еще четыре часа…

 

Кстати

Во Львове официант может заработать в среднем 1500-­2000 гривен в месяц, плюс чаевые 500 гривен (в месяц). На рынке труда даже в условиях кризиса вакансии имеются. Некоторые бары берут и без опыта работы, тогда зарплата соответственно меньше. Правда, есть одно «но» – после 35 лет расчитывать на вакансию официанта шансов практически нет…

 

В тему

Особенности профессии

График дежурств в «моем» кафе такой: одни сутки рабочие, два выходных. На первый взгляд, работа не пыльная: когда приходит клиент, официант дает меню, потом принимает заказ, выполняет, приносит счет, забирает деньги, – вот, вроде, и все. Это в теории, а на практике все значительно сложнее.

 – Бывают такие смены, после которых даже дома не можешь успокоиться. Хуже всего, когда обижают незаслуженно, просто так – что­то, видишь ли, не понравилось, – рассказывает Оля. – Посетители могут нагрубить, обозвать, даже нецензурно. Тогда на помощь приходят охранники. Унимают клиента и просят уйти. Но неприятный осадок остается. Иногда к тебе относятся просто как к рабу...

Работники кафе делят клиентов на несколько условных категорий: крутые, буйные, сварливые и приятные в общении люди. В сущности, только последние вдохновляют на работу – скажут: «Спасибо!», и сразу настроение улучшается.

Чаще всего недоразумения возникают с очень пьяными или прожорливыми посетителями. Если с любителями «тяпнуть» рюмку­другую все более или менее понятно, то истории о хитрых «обжорах» я услышала впервые. По обыкновению, это происходит после банкетов, к официантам подходит виновник торжества и предъявляет претензии: почему не было ассорти, бутербродов или еще каких­то закусок, записанных в заказе. А поскольку пустые грязные тарелки забирают со столов, доказать факт «съедения» очень тяжело. К счастью, в спорных вопросах руководство почти всегда становится на сторону своих работников.

Были среди посетителей и такие, которые иногда могли не рассчитать своих финансовых возможностей. В таких случаях у клиента берут под залог какую­-то дорогую вещь, а возвращают лишь после уплаты долга.

Очень редко, но случалось, что клиенты убегали, не заплатив. Тогда официантам приходилось выкладывать собственные деньги.

загрузка...
загрузка...

Политика

ГПУ лишила возможности распоряжаться своими акциями свыше 20 тыс. физических лиц
ГПУ лишила возможности распоряжаться своими акциями свыше 20 тыс. физических лиц

По иску Генеральной прокуратуры Украины Печерский районный суд Киева заблокировал операции по счетам двух хранителей ООО "Джером секьюритиз" и ООО "Первое регистрационное бюро" (ПРБ), чем лишил свыше 20 тысяч физических лиц – клиентов указанных компаний – возможности распоряжаться своей собственностью.

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

вакансии Харьков системный аналитик