Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как мы охраняли границу

Как мы охраняли границу
Фото: Пока на границе тихо и никого, кроме пасущихся коров, не видно.

НАРУШИТЕЛЬ ИЗ ЖУРНАЛИСТА НИКУДЫШНЫЙ

28 мая украинские хранители неприкосновенности границ отмечают свой профессиональный праздник – День пограничника. «КП» решила испытать на себе особенности службы на границе и напросилась на дежурство на пропускной пункт «Шегини» Мостисского пограничного отряда.

По дороге на «службу» рискую провести эксперимент и проверить оперативность работы пограничников при появлении на вверенной им территории «опасного объекта». Прошу остановить редакционную машину за несколько километров до поста и иду «пересекать границу». По дороге «к Польше» размышляю, видно ли меня наблюдателю, если мы оба находимся на одной высоте, еще и в траве. Еще было интересно, кто среагирует первым – пограничник на вышке или его коллега на земле. «Все же затеряться в траве, особенно человеку невысокого роста, не составляет труда, а если еще приодеться в камуфляж…», – но мое недоверие и скепсис уже в течение минуты сменились ужасом – куда бежать и за какой куст прятаться, потому что ко мне уже бежали бравые ребята во всем устрашающем обмундировании. Впрочем, убегать и так было бесполезно – физическая форма сотрудников погранслужбы, само собой, гораздо лучше, чем у офисного работника. Слава богу, «мордой в пол», вернее, в землю меня не припечатали и руки не выкрутили. Оперативно сработавшие пограничники «на глаз» определили мою «опасность», и не ошиблись – такие меры действительно были лишними. Кстати, совсем недавно сотрудник этого же отдела пограничной службы в одиночку задержал четверых опасных преступников. Как потом оказалось, они уже давно разыскивались правоохранительными органами за убийство. А еще был случай, когда один офицер задержал несколько десятков китайцев...

После доклада дежурному в отдел пограничной службы, находившиеся там вместе с начальством сотрудники пресс­центра раскрыли карты – мол, это наш «дежурный» потерялся. Так что после задержания «опасного преступника» в целости и сохранности доставили в отдел пограничной службы.

Вообще на территории пограничной зоны любой незнакомый человек считается потенциально опасным. Находиться здесь могут только жители пограничной зоны, которые даже на пастбище и в лес должны носить с собой документы – чтобы при задержании засвидетельствовать свое право находиться в этом месте.

СМЕНА – 12 ЧАСОВ

Принимаю смену в 8 утра. Перед началом дежурства все знакомятся с «ночными событиями» – сколько было задержаний, по какой причине, сколько людей пересекли границу и в каком направлении. Также необходимо ознакомиться с образцами паспортов – их база обновляется ежедневно.

– Пограничник обязан уметь отличить настоящий паспорт от поддельного или недействующего образца, – посвящает меня заместитель начальника отдела пограничной службы «Шегини» по работе с личным составом Виктор Кашин. – Также он должен знать, как выглядят новые образцы паспортов любой страны, даже если их ввели несколько часов назад.

Потом пограничники получают оружие, фонари, наручники, резиновые дубинки, бинокли, приборы ночного видения (если заступают ночью) и радиостанции – в общем, все то, без чего невозможно качественное наблюдение за границей и, при необходимости, задержание преступников. Теперь можно смело в бой. Старший смены пограничных нарядов отдает приказ защищать государственную границу даже ценой собственной жизни, и всех отвозят на пункты наблюдения.

Смена длится 12 часов, но на самом деле «работать» приходится намного дольше. Поэтому семья – больная тема для каждого пограничника. Большинство из них при этом вопросе отводит глаза в сторону. Но выбора нет – охранять государственную границу надо и днем, и ночью, в любую погоду, в будни и в праздник.

– Когда ты стоишь на пункте наблюдения, и чувствуешь, что за твоей спиной – все государство и его безопасность, это – огромная ответственность, – без пафоса говорит начальник 1­го отделения пограничной службы «Шегини», капитан Александр Литвин.

Пограничник каждый день находится в напряжении и опасности. Поэтому и каждый год службы у них считают за полтора. Приблизительно в 32 года пограничники переходят в категорию «пенсионеров».

МЕДВЕДИ И ГАДЮКИ ТОЖЕ НЕ СПЯТ

На каждом видимом пункте наблюдения дежурит один человек. В то же время, существует множество невидимых пунктов наблюдения, размещение которых – строжайшая тайна.

Мой пункт наблюдения находится в поле, но некоторые из них размещаются в лесу, где есть опасность встречи с медведем, волком или гадюкой. Кстати, встречи пограничников с ними – не редкость.

– На одного из наших коллег однажды напал медведь, – рассказывают они. – К счастью, тогда все обошлось – после нескольких выстрелов медведь ушел в лес и больше не появлялся. А вот встречи со змеями в теплое время года происходят практически ежедневно.

Пока на границе тихо и никого, кроме пасущихся коров, не видно. С помощью бинокля с вышки можно рассмотреть даже картины на стенах в домах поляков – жителей пограничной зоны.

На нашем посту нарушителей нет, зато у коллег «улов» – задержали целую семью нелегальных иммигрантов из Грузии. Их отправляют в пункт временного содержания нелегальных мигрантов до выяснения личности.

После сдачи оружия и приборов видимости в 8 вечера я отрапортовала начальству об обстановке на границе в течение дня. На этом мой первый и пока единственный день службы в отделе пограничной службы был закончен. Впереди меня ждала полуторачасовая дорога домой.

А в это время

Нелегалы бьют рекорд

Стремление людей в Европу растет с каждым годом. За неполных пять месяцев этого года пограничники поймали 21 человека с таким намерением (а это 13 случаев), в то время, как за весь 2010 год «отловлено» 16 нелегалов (13 случаев). А вот у наших соседей по границе, поляков, задержания – что­то из ряда вон выходящее.

– Основной удар нелегалов, стремящихся «махнуть» в Европу, приходится именно на украинских пограничников, – говорит капитан Александр Литвин. – В Украину же, наоборот, стремятся немногие. За последние годы таких случаев не было вообще.

Также увеличилось и количество попыток провезти контрабандный товар – на 60% по сравнению с прошлым годом.

В ТЕМУ

Четвероногих стражей поощряют медалями и шоколадом

Искать оружие, взрывчатку, наркотики и людей пограничникам помогают их верные друзья – собаки. Кстати, сотрудники службы приводят на границу служить и своих домашних любимцев. Инструктор Игорь Цыбак выпускает из вольера свою домашнюю любимицу Тэри – она специализируется на поиске людей.

– Для поиска разных видов контрабанды используют собак разных пород, – говорит он. – Например, кокер­спаниель – специалист по наркотикам, оружие ищет лабрадор, а вот людей и взрывчатку – овчарки. Собаки реагируют на запах, порох, смазку оружия.

Большинство четвероногих пограничников – овчарки. Каждая из них имеет отдельный вольер. После окончания срока службы (обычно собака служит 8­9 лет) хозяин забирает ее домой, а для пограничной службы начинает готовить другую, молодую, собаку. Он может дрессировать как собственную, так и собаку из учебного кинологического питомника пограничной службы «Шегини».

За самые удачные задержания собаки награждаются медалями первой, второй и третьей степени. Также они получают и любимую «вкусняшку» за государственный счет – по словам пограничников, это либо шоколад, либо печенье, либо мясо. У каждой собаки свои пищевые предпочтения.

– Собаку берут на осмотр автомобиля, только если возникают подозрения, – говорит начальник кинологической службы штаба Западного регионального управления Валерий Данилевич. – Каждую машину они, конечно, не обнюхивают.

Так что для пограничников собаки – не только друзья, но и коллеги.