Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гулять в центре стало опасно

Гулять в центре стало опасно

Аварийные скульптуры на домах привязывают и заворачивают в сетки.

Гуляя по площади Рынок, очень полезно смотреть вверх. И не только потому, что скульптурный декор старых домов очень красив. А потому, что этот самый декор может запросто обвалиться и стукнуть прохожего по голове. Согласитесь, не очень приятно получить такой «привет из прошлого».

Глория, которая уже не поет славу

По словам начальника управления охраны исторических памятников Львова Лилии Онищенко, дирекция исторического музея, который расположен на площади Рынок, почти каждый день сигнализирует о том, что фасадный декор осыпается. Радикально бороться с этим начали прошлым летом. По инициативе американского реставратора Криса Клира с фасада дома на площади Рынок, 3 сняли скульптуру для реставрации. Тогда это пояснили тем, что на стене с такими огромными агрегатами работать просто неудобно. Скульптуру привезли в мастерскую, почистили и решили, что ее лучше законсервировать и сберечь для музея. А на стену вернуть копию скульптуры.

Как нам стало известно, копию водрузят на место этим летом. В бюджете города есть деньги на реставрацию фасада дома на площади Рынок, 3. А вот копию изготовляют студенты Академии Искусств под руководством Ивана Самотоса. Безвозмездно. Так как на изготовление копии денег не предусмотрено.

А недавно пришлось демонтировать скульптуру Глорию. Специалисты-реставраторы, которые наконец-то добрались до скульптуры, очень удивились ее хрупкости и деликатности.

- Это явно не фасадная скульптура, ей место в закрытом помещении, - считает Тарас Беньо, который участвовал в демонтаже Глории.

Но, очевидно, владельцев дома не слишком интересовали архитектурные детали. Они пожелали, чтобы их герб держала именно такая скульптура. Вот ее и поставили при строительстве дома в 1773 году. И даже оставили в архивах подробное описание того, чем ее красили. А сейчас специалисты пробуют спасти хотя бы то, что осталось.

Рыцарей подперли палками

На снимках начала XIX века можно разглядеть, что теперешняя скульптура отличается от первоначальной. Например, видно, что Глория трубила в рог или трубу. Но сейчас нет у нее ни музыкального инструмента, ни руки, в котором она его держала – все обвалилось. Нет ни фамильного герба, обломался и щит, к которому он крепился.

Для того, чтобы решить судьбу Глории, была собрана комиссия из ведущих специалистов. Почти все выразились однозначно – Глорию нужно заменить копией. А оригинал законсервировать и сохранить. Более того, специалисты предлагают сделать так называемую «реплику» - копию скульптуры в первоначальном виде.

Лилия Онищенко утверждает, что снизу никто не отличит копию от оригинала. Снизу вообще мало что видно. Например, почти не видно, как на королевском здании привязаны рыцари. Чтобы не упали. А на угловом доме рыцаря подперли палками. Палки снизу видно, но я почему-то подумала, что это элемент декора. А некоторые вазы прикрепляют к фасаду сетками. Чтобы не рассыпались.

По мнению специалистов, самые древние и самые ценные скульптуры находятся в восточной части площади Рынок – на домах под номерами 3, 4, 6, 10. Хотя и остальные скульптурные элементы фасадов не в лучшем виде. Например, обелиски на фасаде универмага. Но, как утверждает Лилия Сергеевна, эти обелиски можно запросто заменить копиями – они не настолько ценны.

Кстати

Интересно, что совсем недалеко от площади Рынок находится церковь Андрея, фасадные скульптуры которой еще старше. Специалисты их относят к 1630 году. Но этот декор не угрожает обвалиться на головы прохожих. Это потому, как считает Лилия Онищенко, что скульптуры на церкви Андрея не реставрировали. А вот скульптуры на площади Рынок – очень тщательно. При этом вбивали в декор железные скобы, заливали обвалившиеся части цементом. И такая реставрация ускоряла разрушение скульптур.

Будь в курсе

Оперный украшают копии

Менять старинный оригинальный фасадный декор на копии во Львове начали уже давно. Во время реставрации Оперного театра также заменили некоторые элементы. Но об этом знают только специалисты. В управлении охраны исторической среды храниться декор с улицы Театральной. А на фасаде дома уже лет тридцать красуется копия.

Но больше всего скульптур с фасадов львовских домов хранит подземелье Золочевского замка. Туда в шестидесятых годах директор картинной галереи Борис Возницкий отвез очень много экспонатов. Все эти скульптуры оставили нам наши предки, снося старые дома. В начале XIX века во Львове прошел бум строительства. Старые дома сносили, на их месте ставили новые. А красивые скульптуры решили сберечь. Но возвращать их на фасады не стали. Так и лежат немые свидетели уличных происшествий и дожидаются, когда львовяне смогут открыть музей архитектуры. Где будут выставлены бывшие фасадожители. Уже – без фасадов.

А в это время

Церковь Андрея подсветили

Вчера торжественно включили ночную подсветку на церкви Святого Андрея. Фасад церкви и башня с часами засияли разноцветными огнями. По оценкам специалистов, такая подсветка может обойтись приблизительно в 210 тысяч евро. Командует всем компьютерная программа, которую сделали специально для этого архитектурного комплекса. Освещается церковь двумя цветами, но в любой момент их можно заменить другими.

Как сообщил инициатор освещения депутат горсовета Михаил Мужиливский, над этим проектом работали три месяца. Сначала осветили фасад церкви, потом сделали подсветку башни там, где часы. А в планах – освещение сквера возле церкви и задней стены с площади Мытной.

В тему

Льва Лоренцовича вернут на Высокий Замок

А тем временем скульпторы заканчивают работу над копиями знаменитого Льва Лоренцовича. Одну копию, которая точно соответствует оригиналу – побитую и покореженную – поставят на Высоком Замке, где когда-то стоял оригинал. Пускай и дальше туристы оставляют на ней следы своей «неполноценности». Другая, «реплика» – красивая, такая, каким был Лев 500 лет назад, в момент своего изготовления, – будет стоять около входа в Ратушу. Ну, а оригинал сейчас зимует в мастерских на «Знесінні». А ближе к лету переселится в Итальянский дворик. Уж там точно не будут на нем оставлять разные надписи и пробовать откалывать кусочки.